дети с умственными отклонениями

Неизлечимо больной ребёнок

Неизлечимо больной ребёнок – страшная трагедия для любой семьи. А жить, зная, что этот ребёнок после твоей смерти, скорее всего, также обречен на смерть, ещё хуже; воспитывай, не воспитывай — итог один. Именно с этой мыслью вынуждены существовать родители детей с дефектами умственной деятельности – та же отсталость, аутизм, синдром Дауна…

Жизнь в таких семьях зачастую тяжела и однообразна, так как за ребёнком постоянно нужен присмотр, кому-то из родителей приходится навсегда забыть о социальной жизни. Весь досуг посвящён общению с маленьким человеком, играм и развлечениям. Нельзя никуда уйти без ребёнка, нельзя просто посидеть с друзьями или пригласить их к себе. Причём ещё и домашние дела важно закончить до вечера!

В таких обстоятельствах эмоциональное выгорание неизбежно. Если в семье есть другие дети, на них ложится невыносимая ноша – мысль о том, что обеспечивать брата или сестру придётся им, и, по сути, исполнять нелёгкие обязанности родителя тоже.

Безусловно, существуют специальные интернаты, но даже самый бессердечный человек едва ли решится отдать туда больного родственника. Мало найдется тех, кто не знает, как там обращаются с подопечными – привязывают к кроватям и бьют, не считая за людей. О каком-то специальном уходе и говорить не приходится; возможно, многое из того, что говорится об интернатах – домыслы, но даже если хотя бы десятая часть является правдой, оказаться там не пожелаешь никому.

Так что же остаётся? Положить жизнь на заботу о родственнике, совершенно забыв о себе? Пойти на сделку с совестью и передать его в равнодушные руки воспитателей интерната? Российские семьи живут, совершенно не зная альтернатив. Некоторые сдают на пару месяцев своих детей в психоневрологические стационары, просто чтобы отдохнуть. А обращение там с такими детьми, мягко говоря, оставляет желать лучшего. От санитарок и медсестер заботы не увидишь, а вот криков и мата – сколько угодно. Профессиональная деформация, господа, профессиональная деформация…

Дети с умственными отклонениями и их будущее

Ситуация на рынке тьюторов и сиделок печальна. Именно дети с умственными отклонениями вызывают у них вопросы, не все хотят заниматься с ними даже за очень хорошие деньги. Необходимо терпение, огромное терпение и навыки дефектолога. Да и деньги, будем честными, есть не у всех.

Дефектология в России

Дефектология в России тоже развивается медленно. Если на Западе дети с аутизмом могут добиться успеха – вспомним Темпл Грэндин, которая научилась жить среди здоровых людей и даже создала свой бизнес, или актрису Джейми Брюэер с синдромом Дауна. Западное общество предоставляет таким людям гораздо больше возможностей, чем российское, и помощь родителям организована лучше. Специальные детские сады, школы на любой вкус и цвет… разве можно представить в России реальный выбор между несколькими десятками хороших школ для детей-инвалидов?

Безусловно, школы и детские сады у нас есть, но они либо стоят заоблачных денег, либо качество образования в них оставляет желать лучшего. Кое-где детей попросту муштруют, заставляя подчиняться.

А ведь самое страшное – именно это. То, что таких сложных детей заставляют подчиняться, быть удобными и совсем не пытаются понять хоть немного. А ведь им тоже непросто… и этот конфликт между обществом и ребёнком выливается в огромную трещину, растущую всё больше.

Впрочем, оставим лирику. К сожалению, наше общество пока не настолько развито, чтобы говорить о понимании внутреннего мира детей-инвалидов, их чувств и переживаний. Ошибочно будет полагать, что они чувств не имеют. О чём речь, когда вышеописанным образом социальная ситуация выглядит в Москве? И считается, что тут детям-инвалидам лучше всего?

Просто представьте, что творится в регионах. В том же Питере. Или еще дальше, в малых городах.

«Деревня» — как образец проекта будущего

Казалось бы, выхода из этого плачевного положения нет. Но это не так: ведь в Тульской области существует проект «Деревня», в рамках которого дети и взрослые люди с психической инвалидностью могут обрести навыки самостоятельного проживания, получить работу и уехать от родителей туда, где им постоянно будут помогать.

Альтернатив этому проекту в России нет вообще, но, возможно, в процессе развития государства дети с психической инвалидностью смогут получить шанс на что-то иное, кроме как медленное угасание в будущем…

Тая Романова

Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *