Лид: Юлианна Ко, героиня нашего сегодняшнего интервью – человек, который не любит делить людей на какие-то определённые группы. Её творческий путь можно назвать и чем-то естественным, и одновременно – чудом. Она расскажет нам о том, как её стихи превратились в песни, о том – почему она не любит писать на заказ и почему она крайне редко редактирует свои стихи. А также – как она стала рисовать на компьютере, и насколько сложно ей было расстаться с традиционной живописью. Об этом честно и открыто она расскажет в нашем диалоге.
Анастасия: Откуда появился Ваш псевдоним, означает ли он что-нибудь?
Юлианна: На самом деле, мой псевдоним – это лишь одна из форм моего настоящего имени. «Юляша, Юлёна, Юса, Юльхен, Юлианна» – это всё разные варианты одного и того же имени «Юлия». Когда я регистрировалась «В контакте», мне захотелось использовать вариант своёго имени, который мне всегда нравился – «Юлианна». Ко – это так же часть моей реальной фамилии, которую я просто сократила при регистрации в социальной сети, и которую я, собственно, не скрываю. Постепенно я привыкла к новому сочетанию имени и фамилии. Оно показалось мне интересным. Я нашла в таком варианте для себя новые смыслы и стала использовать его как творческий псевдоним, с которым со временем очень сроднилась.
Анастасия: Как Вы начали писать стихи и писать картины? И что появилось в Вашей жизни первым?
Юлианна: Если верить маме (а не верить ей нет повода), то рисовать я начала в полтора года. Понятное дело, что тогда это были неосмысленные палочки, кружочки… И, сколько я себя помню, рисование всегда являлось одним из любимых занятий! В ход шло всё: акварель, гуашь, фломастеры, ручки… Думаю, мною была испорчена не одна тонна бумаги!
Стихи же пришли позднее… Первое стихотворение я написала в девять лет. Это был довольно неуклюжий и безграмотный стих, который так и затерялся в ворохе исписанных листов…. После было ещё множество попыток сочинительства. Удачных и не очень. Моя фантазия требовала дальнего плаванья по бескрайнему океану вдохновения, и лет с семнадцати я стала писать всё больше и чаще.
Анастасия: В какой момент Вы решили открыть миру своё творчество, и кто поспособствовал этому?
Юлианна: Не было такого момента, когда я чётко решила: «О, пора!». Нет. Скорее, это было переплетение разных событий, мнений, советов, отзывов. Кто-то говорил: «Пора печататься», кто-то, читая, рекомендовал выкладывать стихи в сеть…
Также я отправляла стихи в местные газеты, их печатали, хвалили. Каждый раз мне было боязно выставлять часть своей души напоказ, каждый раз я сомневалась в себе… Но, на удивление, люди находили в строчках нечто своё, что-то близкое и понятное им. Это вдохновляло.
Так, постепенно, на свет появилась первая книга, а за ней и другие.
Анастасия: Вы участвовали в каких-то конкурсах или просто выкладывали свои творческие работы в сеть?
Юлианна: Да, были конкурсы, сборники, журналы… Я печаталась в сборнике стихов «Разные жизни», в поэтическом альманахе «Поэты XXI века» г. Стерлитамак, и в трёх выпусках литературного альманаха «Первоцвет» г. Иркутск. Вошла в список лауреатов литературной конференции «Молодость. Творчество. Современность – 2018», отмечена почётной грамотой РОО «Иркутское землячество «Байкал», награждена дипломом победителя 1 степени литературного конкурса «За волю и любовь к жизни» в номинации Поэзия г. Ульяновск.
Также я одна из соавторов книг «Бочонок Мёда для Сердца» (составитель —С. Ястребов) и соавтор и составитель сборника «Я люблю этот мир…» г. Оренбург.
Анастасия: В какой момент Вы поняли, что хотите издать сборник стихов?
Юлианна: Как я уже говорила выше, не было такого момента. Скорее, совокупность разных событий подтолкнула в итоге к такому решению. Например, в 2007 году я познакомилась с человеком, который хотел издать сборник моих стихов сам. Наши дороги развело время, но идея осталась. Позже я стала обдумывать, как выпустить книгу в знак памяти и глубокой благодарности этому человеку. Ему и всем тем, кто был бесценным даром небес! Людям, что вдохновляли, радовали и наполняли мою жизнь яркими эмоциями. И в 2013 году мой первый сборник «Калейдоскоп эмоций» появился на свет.
Анастасия: С какими трудностями Вы столкнулись при издании своего первого сборника и почему Вы решили собирать деньги на издание, а не пошли традиционным путём, через издательство?
Юлианна: На первый свой сборник я ничего не собирала, а накопила самостоятельно. На третью книгу пыталась собрать нужную сумму через платформу Планета.ру, но попытка не увенчалась успехом. Честно сказать, когда я копила на первый сборник стихов, я не была уверена, что его будут читать, но, как оказалось, книга, выпущенная всего в 50 экземплярах, быстро нашла своего читателя. В основном, конечно, это были друзья, знакомые и знакомые знакомых. Довольно узкий круг. Но постепенно, благодаря сети, у меня стали появляться и читатели из других городов. Пока, к сожалению, этого недостаточно, чтоб какое-то издательство захотело выпустить очередной мой сборник. Поэзия – она, в принципе, на любителя. Думаю, поэтому издательства неохотно берутся за малоизвестных авторов. Для этого существует самиздат. Все мои пять книг выпущены именно таким способом. Я самостоятельно составляла сборники, сама делала обложку и вёрстку книг.
Анастасия: Вы всегда рисовали на компьютере или писали и на холсте? Что для Вас удобнее, а может приятнее?
Юлианна: Нет, компьютер у меня появился только в 2007 году, и тогда я даже не подозревала, что смогу пользоваться мышкой, открыв для себя мир графических редакторов. Прежде я рисовала только красками, ручками, фломастерами… но постепенно руки слабели, и мне становилось всё сложнее и сложнее заниматься любимым делом.
В 2005 году у меня родилось четверостишье:
***
Я разучилась рисовать.
Как мне теперь скажите жить?..
Любила краски кистью набирать
Мазками на бумагу наносить…
Поэтому, когда в доме появился компьютер с новыми возможностями для рисования, это было настоящее счастье…
Анастасия: Ваши картины когда-нибудь выставлялись в художественных галереях? Если да, то в каких, и можно ли их там увидеть сейчас?
Юлианна: Нет, такого в моей практике не было.
Анастасия: Кто учил Вас живописи на компьютере, обычной живописи и сочинительству? Менялись ли наставники?
Юлианна: Стихам меня никто никогда не учил. В этом плане я абсолютная самоучка. Может, поэтому я сама не считаю себя настоящим поэтом. Скорее, я большой любитель стихов! С детства я много читала: стихи, разные потешки, поэмы… Видимо именно эта тяга к поэзии и подтолкнула меня писать самой.
Рисование… Благодаря стараниям мамы, в детстве ко мне ходили преподаватели из местной школы изобразительных искусств. Три учительницы, которые рассказывали и показывали мне разную технику рисования. Плюс практика. Постоянное желание рисовать, красить, пробовать что-то новое.
Компьютерную графику я осваивала самостоятельно. Книги, статьи, видеоуроки, онлайн-обучение... В Интернете сейчас полно подобной информации для саморазвития.
Анастасия: Писали ли Вы когда-нибудь стихи или картины на заказ?
Юлианна: Да, стихи писала. Делала портреты. Заказчики остались довольны. Только писать стихи на заказ мне не особо нравится. Всё-таки самые удачные строки сплетаются сами собой, по велению Вдохновения. А когда на заказ – это немного искусственный процесс. Результат бывает вполне удачным, но всё же я люблю, когда стихи приходят сами…
Анастасия: В Вашей семье кто-нибудь занимался живописью или сочинительством? Помогали ли они Вам в Ваших начинаниях?
Юлианна: Нет, никто этим не занимался. Тётя вроде в юности писала, но черновики не сохранились.
Анастасия: В какой момент Вы решили искать чтецов для озвучки собственных стихотворений?
Юлианна: Я их не искала. Они появились сами. Кто-то прочитал, понравилось, решили записать… Также на презентации сборника гости читали мои стихи, у кого-то звучало очень красиво, после я просто попросила записать их для сети.
Анастасия: Как так получилось, что некоторые Ваши стихи превратились в песни?
Юлианна: Вообще, мне всегда этого хотелось, но получилось это случайно… В 2015 году мы с семьёй ездили в Томск, и перед поездкой я в сети наткнулась на конкурс. Школа моды для людей с ограничениями , предлагала написать текст гимна для их школы. Я немного подумала, села и довольно быстро написала текст. Мои слова одобрили. Устный гимн для школы был готов, а вот музыки и исполнителя не было. Оставалось найти человека с музыкальными талантами. Когда я узнала о Кристине Прокопьевой – студентке педагогического колледжа музыкального отделения, я сразу показала ей текст и предложила попробовать написать мелодию. Она согласилась. Мы стали общаться. После Кристина почитала мои стихи, ей понравилось… И неожиданно для меня она написала музыку к нескольким стихотворениям. Мои стихи в исполнении Кристины зазвучали совершенно по-новому, будто именно для этой музыки они и были написаны изначально. Так сбылась ещё одна моя мечта!
Анастасия: Что Вы испытали, когда Ваша картина оказалась на выставке, издали Ваш первый сборник, появились песни на Ваши стихи?
Юлианна: Наверное, радость. Не могу сказать, что первый сборник стихов заставил меня почувствовать какую-то эйфорию, торжество и абсолютное счастье. Нет. Это было безусловно приятно, но у меня не было навязчивой идеи увековечить стихи в сборнике. Скорее, это было делом естественным, когда накопились стихи (а их накопилось немало) – их необходимо издавать, ими нужно делиться. Творчество для этого и существует, чтобы им делиться. Как сказал Павел Воля в своём стихе:
«Ведь если ты не стал, ты будто бы Иуда
Нельзя стихи так просто предавать
Нельзя таить в своих подвалах чудо
Сложились буквы — надо издавать!»
Поэтому выход первого сборника был одновременно и чудом, и чем-то естественным, к чему идёшь, идёшь и приходишь.
А вот с песнями было иначе. Услышав песни на свои стихи, я, конечно, очень удивилась… Я обрадовалась и ощутила сотню нежных мурашек… Это был восторг. Песни звучали, абсолютно гармонируя с моим внутренним миром. И за это ОГРОМНОЕ СПАСИБО Кристине и её таланту!
Анастасия: У Вас много стихов, написанных в разной стилистике. Вы всё ещё ищете свой стиль или просто хотите увлечь Вашим творчеством разных читателей?
Юлианна: Честно сказать, никогда не думала о стиле, не пыталась над ним работать, искать что-то своё, оригинальное. Для меня стихи – это внутренний порыв. Некий настрой. Определённое состояние и потребность. Стихи либо пишутся, либо нет… И загонять их в какие-то рамки стилей и жанров мне никогда не хотелось. Это словно порыв ветра, влетающий в окно… он внезапно врывается, срывает с полки какие-то вещи, они с грохотом падают, и из них образуется неожиданный рисунок. В моём случае, вещи – это слова, их вдруг подхватывает, кружит, и они ложатся в определённом порядке… Я лишь могу придать им окончательную форму, но, в целом, стих живёт сам по себе, в том стиле, какой ему понравился в момент рождения.
Анастасия: Пришлось ли Вам для того, чтобы писать картины на компьютере, изучать какую-нибудь специальную программу, или Вам хватало обычных стандартных программ? Если Вы всё-таки обучались, то кто был Вашим наставником?
Юлианна: Начала я с обычного графического редактора Paint, а потом, конечно, мне стали интересны и другие подобные программы: Photoshop, Illustrator, ArtRage. Самым удобным и интересным для меня сейчас является CorelDraw. В освоении этих программ помогал Интернет и метод проб и ошибок.
Анастасия: В Вашей группе «В контакте» выложены стихи разных лет. Это стихи, которые не попали в Ваши сборники, или они есть в сборниках? Почему эти произведения стоят рядом?
Юлианна: В группе добавлены практически все мои стихи те, что есть в электронном виде. Начиная примерно с 2005 года я выкладывала свои наиболее удачные попытки в сеть, в основном, в том порядке, в каком они писались. Эти стихи так же есть и в сборниках, какие-то из них повторяются (путешествуют из сборника в сборник), а некоторые пока напечатаны в единственном экземпляре.
Анастасия: Редактируете ли Вы свои стихи, или они остаются неизменными, такими, как написаны изначально?
Юлианна: Редактирую, но нечасто. Бывает, что написав стихотворение – возможно под влиянием вдохновения – я просто не замечаю огрехи. И перечитывая спустя какое-то время, спотыкаюсь о корявость, очевидно портящую всю суть, тогда я начинаю править, дописывать. Я не из тех, кто считает, что написанный стих имеет статус неприкосновенности. Наоборот, если найдётся более точный образ, более точное слово – от этого выиграет и само произведение, и читатель.
Анастасия: Участвовали ли Вы в каких-нибудь онлайн-форумах для художников и поэтов? Если да, то в каких?
Юлианна: Нет, мне это не особо интересно. Как-то давно, когда у меня только-только появился Интернет, я регистрировалась на каком-то сайте, но быстро потеряла к этому интерес.
Анастасия: Хотели бы Вы , чтобы Ваши картины выставлялись за границей? Если это уже было, то где они выставлялись, и хотели бы Вы, чтобы это произошло вновь? Переводились ли Ваши стихи на другие языки, или Вы не сторонница переводов?
Юлианна: У меня есть знакомый, который увлекается эсперанто, и он, по собственной инициативе, переводит мои стихи, выкладывает их в сеть и говорит, что переводы пользуются успехом. Я, к сожалению, не обладаю столь хорошим знанием иностранных языков, чтобы переводить. Рисунки так же за границей пока не бывали.
Анастасия: Что Вы посоветуете начинающим поэтам? Что Вы посоветуете начинающим художникам, которые работают на компьютере или в традиционной технике?
Юлианна: Слушать сердце. Быть честным, восприимчивым, больше читать классики, слушать, смотреть, впитывать… Чем больше красок в палитре художника, тем ярче и точнее картина! Не стоит бояться пробовать, пытаться, экспериментировать… Творчество многогранно, и если автор творит от души, то он непременно найдёт своего зрителя, читателя, слушателя. Ну и конечно: практика, практика, практика…
Анастасия: Что Вы посоветуете людям с ОВЗ, которые занимаются творчеством? Если у Вас слова поддержки для них?
Юлианна: Не люблю делить людей на две категории: люди с ОВЗ и БЕЗ. Для меня все люди одинаковы. Да, кто-то из нас не видит с рождения, кто-то не слышит, кто-то не ходит, но в то же время кто-то не умеет рисовать, кто-то не умеет петь, кто-то никогда не освоит музыкальные инструменты – даже имея для этого все физические данные, кто-то никогда не сможет стать математиком, лингвистом, физиком, пилотом, танцором или нейрохирургом. Все мы разные! Но при этом у каждого из нас есть какая-то своя особенность, своё уникальное (или не очень) умение, свой опыт, свой взгляд на мир. И если человек занимается творчеством, если в нём есть эта потребность, этот позыв – его нужно развивать! Нужно искать способы, искать учителей. Нужно творить в первую очередь для себя, дабы отточить мастерство. Конечно, на первых этапах будут неудачи, провалы – они неизбежны. Главное, не бояться пробовать. Если какое-то дело для Вас важно – живите им, получайте удовольствие! Создавайте, творите, дарите! И совершенно неважно есть у Вас Ограниченные Физические Возможности или нет. Для творческого человека важнее не иметь внутренних ограничений, комплексов, стереотипов, и тогда всё получится!
Автор Анастасия Абрамова
Фото Анастасия Абрамова