Hellblade – игра от английской студии Ninja Theory, вышедшая в августе 2017-го года. С самого начала проект заинтриговал своим позиционированием: он каким-то образом собирался объединить инди (небольшие авторские проекты) с ААА-классом игр (многомиллионных блокбастеров). Дальше нам показали гордую кельтскую воительницу — в первом трейлере Сенуа вовсе не была той напуганной больной девочкой: жёсткие черты лица, осанка воина… учитывая, что прежде студия работала над DMC и Heavenly Sword, сомнений в том, что нас ожидает очередной зубодробительный слешер не возникало. Удивление, появившееся после выхода игры сложно описать: это оказался не слэшер, а… симулятор ходьбы с достоверным и глубоким сюжетом.
Кельтская девушка по имени Сенуа отправляется в путешествие, чтобы вернуть своего возлюбленного. Вот такая простая завязка у этой шедевральной истории. Шедевральность проявляется в деталях: путешествие героини лежит в Хельхейм — страну мертвых из скандинавской мифологии, девушка страдает психическими расстройствами, а возлюбленный… жестоко убит викингами, его отрезанная голова болтается на поясе Сенуа в холщовом мешке, и иногда разговаривает с ней (ну, по крайней мере, пару раз шумно дышит).
На пути к возвращению любимого и неожиданной развязке героине будут противостоять хтонические чудовища – огненный великан Сурт, волк Фенрир, который, согласно пророчеству Вёльвы, начнет Рагнарёк и убьёт верховнго бога Одина. Главным антагонистом игры выступит Хела — дочь Локки, полусгнившая великанша, владеющая Хельхеймом. Реален кошмар Сенуа или все это – просто игра больного разума? Есть ли разница? Реально то, во что человек верит.
Проект создавался при участии неврологов и психиатров из Кембриджа, о чём повествует документальный фильм о создании игры. Разработчикам удалось воплотить на экране кошмары и ужасы, с которыми сталкиваются больные с острым психозом, шизофренией, раздвоением личности и иными расстройствами психики. Апофениия (переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных), например, выражается в том, что главная героиня не может пройти дальше, пока не найдет в окружении скандинавские руны, начертанные на дверях, преграждающих ей путь. Они могут найтись прямо на земле или сложиться из обломков здания под определенным углом зрения – вариантов полно.
Есть здесь и возведенный в абсолют страх неизведанного – один из уровней проходит практически в полной темноте, и задача игрока не натолкнуться на неких смертоносных существ, расплывчатые очертания которых нервно дергаются, преграждая путь. Порой нужно сложить мостик, также посмотрев на него под определенным углом. Есть и арены…
Боевая система достойна отдельного упоминания: несмотря на четыре кнопки («блок», «быстрый удар», «сильный удар», «сосредоточение»), бои поставлены настолько хорошо, что порой выглядят кинематографично и позволяют сполна насладиться искусством фехтования. «Сосредоточение» или «фокус» позволяют замедлить время и нанести ряд сильных ударов, шкала «фокуса» также заполняется в бою. Стоит отметить, что в игре полностью отсутствует интерфейс вроде полосок жизни или количества зарядов: например, заполнение «фокуса» мы можем отслеживать благодаря амулету, расположившемуся на поясе героини.
Ещё одной механикой и одновременно «афёрой века» можно считать гниль. В самом начале игры Хелла заражает или проклинает нашу героиню, и на её правой руке появляется участок гнили. Разработчики предупреждают, что если героиня будет часто умирать, то гниль поднимется по руке к голове, и путешествия Сенуа будет завершено, а всё сохранения удалятся. То есть часто умираешь – начинай игру с самого начала. На деле это, конечно, не так – даже если погибать сотню раз, игровой прогресс будет откатываться минут на 10-15 назад. В первое прохождение подобный эффект создает дополнительное напряжение, хотя помирать часто здесь довольно сложно.
Техническая сторона проекта поразила прекрасной картинкой (чего не встретишь обычно в инди-проектах) и особенным звуком. Для записи голосов в голове главной героини использовались микрофоны, повторяющие форму человеческого уха, они находились на равном удалении друг от друга, будто имитируя положение реальных человеческих ушей. Эффект получился ошеломительный – если играешь в наушниках – голоса действительно звучат то сзади, то справа, то слева, заставляя порой даже повернуться на звук.
В этом смысле Hellblade – потрясающий и одновременно неприятный проект: через пару часов игры ты настолько устаешь от шёпота и криков с разных сторон, что просто срываешь с себя наушники. И… замираешь от пронзающей мысли: это ведь я сейчас могу снять наушники, выключить игру, а люди живут с такими голосами десятилетиями, иногда всю жизнь.
По непроверенным мной данным – примерно через год разработчиками была основана премия Сенуа, вручающаяся за новаторство в области психиатрии, а уже проверенная информация – часть средств, вырученных от продажи игры, были переданы в фонд исследования психических расстройств. Вместе с игрой поставляется документальный фильм о разработке, также посмотреть его можно на ютубе с русскими субтитрами : «https://www.youtube.com/watch?v=sityIZuZEEk».
В прошлом году на The Game Awards было анонсировано продолжение Senua`s saga: Hellblade II, она должна войти в стартовую линейку новой консоли от Microsoft.Трейлер говорит нам, что в сиквеле запуганная девочка станет чуть ли не богиней войны: «https://www.youtube.com/watch?v=2TR0gaG01do».
Александр Меркушев
Фото https://store.steampowered.com/app/414340/Hellblade_Senuas_Sacrifice/