Датчанин Ларс фон Триер – один из наиболее плодовитых и востребованных кинорежиссёров современности. Его фильмы отличаются не только эпатажем, но и особой психологичностью. Кроме того, в каждом из них обществу ставится тот или иной диагноз. Слепота, отчуждение, расстройства когнитивной сферы… Что ещё? Отдельно – сексуальная зависимость, или нимфомания.
По своему вниманию к тематике секса Ларс фон Триер – едва ли не Зигмунд Фрейд кинематографа наших дней. И всякий раз секс показан как нечто болезненное, подчас преступное. Можно вспомнить и «Догвилль» как город насильников, и трагедию экстремальной жестокости в «Антихристе»… Но именно в «Нимфоманке» болезненный секс занимает центральную позицию.
Вопрос нормы и отклонения всегда актуален, и невозможно дать на него однозначный ответ раз и навсегда. Та же история – с проблематикой красоты, нравственности, да и, наверное, всего или почти всего в мире. Человеку свойственно сомневаться, меняться, переосмыслять представления о прекрасном и правильном. Чувственность в разные эпохи и в разных частях света то табуирована, то становится знаменем; то постыдна, то блистает. И так далее.
Идёт бычок (человечек, если точнее), качается… в поисках золотой середины. Качается из стороны в сторону – и бросает его то в жар, то в холод. Доска (жизнь) рано или поздно кончается, человекобык падает – и следующие поколения качаются точно так же, переживая различные сексуальные революции и прочее-прочее. Консерваторы спорят со сторонниками свободной любви – в целом, так или иначе, соблюдается исторический паритет.
Маленький человечек рано или поздно оказывается в эпицентре этого спора. Общество готово рвать его на части. Взрослые грозят пальчиком: даже думать не смей! Сверстники торопят: быстрее уже, не будь лохом! Это игра. Игра в «секс, наркотики и рок-н-ролл» – это ведь примерно та же игра в лягушек, которую так любила Джо в самом начале фильма «Нимфоманка». Конечно, иногда игры заходят слишком далеко и приносят страдания – но не такова ли, в конечном счёте, и наша большая и общая игра в жизнь?
Внимание к таким темам, как секс и алкоголь, в нашем сегодняшнем мире огромно (прим.: статья носит сугубо исследовательский характер и не содержит никакой пропаганды). Как в старом анекдоте:
— Вы страдаете алкоголизмом?
— Почему же, я им наслаждаюсь!
В молодёжных кругах зачастую принято считать, что секс – это всегда круто. Как и алкоголь, но о связанных с ним проблемах абсолютно всем давно прекрасно известно, чего нельзя сказать об издержках чрезмерной сексуальной активности.
В то же время, никто, совершенно никто вам не скажет, что, например, муковисцидоз или ДЦП – это круто. Звучит, наверное, неприятно, но есть отклонения более «престижные», а есть менее. Возможно, когда-нибудь «распиарят» хорошенько и заболевания опорно-двигательного аппарата, как различные рок-музыканты в своё время популяризировали некоторые психические (и не только) нарушения… Так или иначе, это случится нескоро. Не при нашей жизни, думается. В том числе, потому, что та же нимфомания в той или иной степени присуща всему обществу – а с параличом или дыхательной недостаточностью человек остаётся один на один.
Вот и Ларс фон Триер не дурак, всегда держит нос по ветру, что и позволяет ему долгое время оставаться на гребне волны успеха. Абсолютно логичен и интерес планеты к «Нимфоманке».
Фильм состоит из двух частей-«томов». Общий хронометраж – около четырёх часов. Фон Триер в своём стиле «разбивает» фильм на главы:
- «Искусный рыболов»
- «Джером»
- «Миссис Н»
- «Делириум»
- «Маленькая школа органа»
- «Восточная и Западная церкви (Немая утка)»
- «Зеркало»
- «Пистолет»
Завершается фильм эпилогом. Пересказывать содержание не имеет смысла, лучше посмотрите фильм (но помните про маркер 18+). Ограничусь парой спойлеров.
Итак, откуда берёт истоки болезнь главной героини фильма (Джо)? Возможно, отчасти (изначально) из детских игр – но тогда напрашивается вывод: нимфомания совершенно естественна, и на этом можно ставить точку. Однако, в жизни всё сложнее. По большому счёту, всё крутится вокруг двоих мужчин: отца и Джерома.
Отец для Джо – единственный свой человек в этом мире. Отец и дочь искренне любят друг друга. Похоже на то, что Джо всю жизнь ищет что-то подобное в других людях, но не находит. Показательно, что прощание с умирающим отцом чередуется со сценами секса с незнакомцами.
История Джо и Джерома – основной травматический опыт. Здесь и не самое приятное воспоминание о первом сексе («Потом он перевернул меня, как мешок с картошкой»), и проходящая через всё повествование красной нитью неразделённая любовь…
Казалось бы, ничего из ряда вон выходящего в жизни Джо не происходит. Если история чем и шокирует –так это своей обыденностью. Болезненная потребность в постоянном сексе приводит к пресыщению (особенно красноречив убийственно навевающий чернейшую скуку финальный эпизод). Какие выводы из этого делать – судить вам.
Любопытно, что главные роли у фон Триера часто (и в «Нимфоманке» в том числе) играет Шарлотта Генсбур. Женщина довольно специфичной внешности. Простите за прямоту, определённо не красавица (хотя, если кто-то поспорит, можно будет только порадоваться).
Последний спойлер. Обратите внимание на Селигмана – персонажа, на протяжении всего фильма слушающего рассказ Джо. Для контраста Селигмана сделали асексуалом с огромным стажем. И, казалось бы, тут-то должно быть всё просто… В общем, смотрите сами.
Фильм «Нимфоманка» вышел в прокат в 2013 г. С тех пор у исключительно плодовитого доселе и ещё не старого режиссёра появился один-единственный «Дом, который построил Джек». Целых пять лет спустя. Неужели Ларс оказался настолько выхолощен?
Святослав Белковский
специально для агентства особых новостей N24.MEDIA
Фото: Википедия