4 сентября в Opera concert club состоялась презентация нового альбома группы Otto Dix – Автократор. В первых же строках хочу сердечно поблагодарить Михаэля за личное приглашение на этот небывалый пир искусства. Много раз говорил, но не считаю зазорным повториться – Отто Дикс – это не просто музыка, это полноценный театр, комплексное искусство, и чтобы погрузиться в суть, сложить в голове целостную картину – необходимо видеть сценическое шоу.
Некоторым могло бы показаться странным сравнение современного концерта с культовым альбомом Pink Floyd, а у меня оно органично появилось еще со времени прослушивания демо-версии заглавной песни. А уж когда на сцену вынесли гобелен с буквой «А» в центре… сразу же вспомнился подобный со скрещенными молотками из фильма «Стена». Однако назвать Автократора клоном или подражанием не получится – слишком разный подход, разные творческие методы, метафоры и даже направленность. Под последней я имею в виду авторский взгляд: если Уотерс и Паркер идут по пути последовательного, пусть и иносказательного, повествования, рассказывая как мальчик Пинк превратился в Диктатора, то «Автократор» Otto Dix идет путем погружения. Мы не знаем обстоятельств и предпосылок, мы видим перед собой жесткого и властного человека, который позволяет нам заглянуть в себя, раздевается перед нами душой. Эта метафора высказывается прямым методом: вот с нашего героя исчезают очки, скрывающие грустный взгляд от посторонних, вот кепка, куртка-китель, наконец, сапоги. И вот перед нами уже не всевластный диктатор, а обнаженная, босая ранимая, открытая душа творца и философа. Автократор – это не только единоличный владелец всего и вся, но также вид бабочки, и в этом ключе по-новому звучит песня «Кокон» с альбома «Анима». «Ранимыми крыльями я изнутри бьюсь об лед. Пронизанный иглами. Он мне взлететь не дает». Образ души-бабочки также встречался в автобиографии Жана Доминика Боби «Скафандр и бабочка», к которой, похоже, нас и отсылает песня «в скафандре». Пластические этюды трогательны, вызывают чувство глубокого сопереживания, сопричастности к личной драме образа, а, возможно, во многом автора. Но магия выступлений Отто Дикс для меня в том, что образ выражает не только автора с его миром, но и зрителей, слушателей. В одном давнем интервью Михаэль сказал про своих зрителей и слушателей: «они плачут моими слезами» — и так происходит до сих пор, наверное, от того, что чуткий музыкант плачет нашими.
Встреча с миром Михаэля Драу для меня всегда личное глубокое переживание, практически все тексты трогают нечто сокровенное, некоторые обличают и заставляют задуматься, сделать правильный выбор. Михаэль отметил, что это первый в истории группы альбом, который был полностью исполнен на концерте вживую.
Приятно видеть, что, несмотря на все проблемы современности, набивший оскомину вирус и прочее, чистое искусство продолжает жить и сиять, как драгоценный алмаз. Спасибо группе за чудесную программу, бурю эмоций и удачи в предстоящем туре.
Александр Меркушев специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)