цена за искусство

У меня всегда возникало много вопросов к современному искусству — и в особенности к живописи. Когда я смотрю на некоторые современные картины, я думаю, возможно ли вообще назвать их искусством, и где проходит граница между собственно искусством и обычным самовыражением. Для меня критерий настоящего искусства – его общечеловеческая ценность. Можно ли причислять к искусству картину, понятную лишь ее автору? Является ли нормальной ситуация, при которой только художник и понимает, что изображено на его картине, а все остальные нуждаются в дополнительных пояснениях, что же нарисовал художник, и что он хотел этим сказать? 

В 2012 г. на аукционе  Sotheby’s было продано полотно М. Ротко «Королевский красный и синий». За картину заплатили 75,1 млн. долларов. При этом на картине, кроме трех цветных полос, ничего нет. Откуда берутся такие цены за произведения, художественная ценность которых вызывает споры и сомненияПонять это мне помогло исследование, которое провел современный британский искусствовед Бен Льюис. Посещая выставки, картинные галереи, аукционы, разговаривая с коллекционерами, он снял небольшой фильм «Мыльный пузырь современного искусства».  

цена за искусство

 

«Мыльный пузырь современного искусства» — независимое исследование Бена Льюиса, посвященное рынку современного искусства. До него мне бы даже в голову не пришло, что можно так сказать – «рынок искусства». Однако, как выяснилось, искусство сейчас так же продается и покупается, как и любой другой товар. Разница лишь в том, что искусство имеет другие функции – вы не сможете использовать его в быту с утилитарными целями, но зато приобретенное вами полотно способно придать вам определенный статус в обществе. И здесь не имеет значения, понимаете ли вы, что на этом полотне, сопереживаете ли его художнику. Покупателями, приобретающими картины по баснословным ценам, двигают другие мотивы. Бен Льюис приводит в пример тот факт, что в картинные галереи часто звонят потенциальные покупатели с вопросами: «А что сейчас самое новое? Самое модное?» Людей притягивает не только всё новое, но и всё необычное, выходящее за рамки устоявшегося, традиционного. Поэтому даже у картин, тайну смысла которых, кажется, постичь невозможно, находится достаточно покупателей, привлеченных именно их противоречивостью.  

Рынок искусства – это рынок без правил. Бен Льюис рассказывает о том, что на рынке искусства допустимо то, что категорически запрещено на финансовых рынках: искусственно стимулировать спрос путем продажи акций самому себе. На рынке искусства это практикуется: есть люди – арт-дилеры, коллекционеры, владельцы галерей, — которые во время аукционов стараются поддерживать на высоком уровне цены на картины тех художников ,чьи интересы они представляют или чьими картинами владеют. Такое искусственное подогревание цен и ведёт к тому, что они, как пузыри, раздуваются до невероятных размеров, часто совсем не отвечающих истинной ценности произведения 

В результате произведения искусства становятся объектами спекуляции. Бен Льюис задаёт риторический вопрос: а соответствует ли такое положение дел настоящей задаче искусства? Ведь при таком раскладе стирается значение смысловой ценности картин, потому что на передний план выходит их цена.  Но всегда ли высокая цена является показателем того, что картина несравненна?  

Конечно, в идеале, такая сфера нашей жизни, как искусство, вообще должна быть вне коммерции. В противном случае теряется не только смысл искусства – теряются и люди, не знающие, как и что им оценивать. Мы не любим признаваться, что чего-то не понимаем – тем более сложно признаться, что ты не понимаешь того, что обладает немалой ценой и с успехом демонстрируется в современных галереях. Как зритель, который приходит в такие галереи, а также просматривает различные виртуальные выставки там, куда сам дойти не смог, хочу сказать: как бы ни позиционировалась картина, нужно в первую очередь основываться на своих личных впечатлениях от нее. И не бояться формировать свое собственное отношение, потому что ценность любой картины заключена в твоих переживаниях и мыслях, которые возникают при соприкосновении с нею. 

Юлия Ильина 

специально для Агентства Особых Новостей (on24.media) 

Фото: pixabay 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *