В мировой культуре русская классика занимает особое место. Уникальные сюжеты, нравственные проблемы и персонажи в сочетании со сложностью и красотой самого русского языка дают пласт литературы, особенно сложный для изучения. Русская литература вызывает множество споров даже среди русских филологов, не говоря уже о зарубежных лингвистах.
Русские классики всегда старались писать на злобу дня, сделать свои произведения социально значимыми. В их творчестве практически всегда обязательными считались острые темы, и, возможно, именно поэтому писатели и поэты оказывали на Россию не меньшее влияние, чем политики. К писателям и поэтам прислушивались, они были голосом образованной части народа. Правительство не позволяло себе игнорировать их ни при царе, ни при советах. Современные политики также уделяют литературному творчеству свою долю внимания.
Неоднократно отмечалось, что русская классика предельно реалистична, даже, можно сказать, натуралистична. Лишь Гоголь и Булгаков – из широко известных писателей – позволяли себе уйти от повседневных проблем и написать что-то в жанре магического реализма. Также примечательно преобладание этических проблем над эстетическими и полная декультивация развлекательного жанра. Это связано с тем, что чтение в России изначально было привилегией интеллигенции, образованной части населения.
Золотой век русской литературы примечателен бурным развитием различных форм реализма и глубоким нравственным анализом личности и общественных проблем. В первую очередь, перед русским классиком золотого века стоит нравственная сторона вопроса, которую он всесторонне исследует. Так, например, Тургенев рассматривал скорее этические проблемы крепостного права, чем социальные и экономические.
Не последнюю роль в творчестве русских классиков играет и церковь. Православная вера занимает место камня преткновения, самого спорного аспекта русской жизни. Герои русских классиков находятся в самых разных отношениях с богом: от нигилизма до фанатизма. Современники писателей и поэтов золотого века могли выбрать одну из множества моделей религиозного восприятия, представленных классиками.
Окончание золотого века окрасилось в мрачные тона пессимизма и фатализма.
Революция положила начало новой эпохе в развитии русской литературы – благодаря жесткой цензуре, во многом изменился подход к написанию книг. Гораздо больше внимания стало уделяться патриотизму, героизму и милитаризму. Тема войны, на тот момент актуальная как никогда, оказалась залогом успеха – подрастающее поколение воспитывалось именно на Полевом и Островском. Впрочем, в двадцатом веке мировая литература в принципе взорвалась тоннами книг на тему войны; но именно русские сделали ее предметом пропаганды.
Перестройка оказалась очень интересным периодом, можно сказать, переломным: благодаря интеграции с мировым сообществом, наши писатели произвели небольшую революцию, познакомив читателя с развлекательной литературой. Реализм оказался забытым, книжный рынок завалили тонны фантастики и фэнтези, детективов и постапокалипсиса, романтики и путешествий. И, если одни писали в новых для России жанрах так качественно, что смогли внести свое имя в историю, как, например, Стругацкие, то другие ввергли великую русскую культуру в печальную эпоху декаданса, эпоху книг, написанных низким, пошлым языком, с обилием сортирного юмора, бедных и убогих.
Тая Романова – специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)