История одного дельфина когда-то потрясла весь мир. Этот случай произошёл в реальности: самый обычный дельфин потерял хвост из-за людей, которые ради наживы готовы были пойти на любое преступление и были совершенно глухи к страданиям других, будь то люди или животные. Об этом сняли фильм, написали книгу. Мне хочется рассказать, почему эта история может быть поучительной для тех, кто искренне считает, что его это никогда не коснется.
Наше общество всегда относилось к людям с ОВЗ настороженно. Особенно это ощущалось в России. Но сейчас ситуация постепенно улучшается, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Новое поколение, которое растёт сейчас, более лояльно и воспринимает людей с ОВЗ как равных. А вот люди более взрослые, если у них, конечно, нет таких близких, друзей или знакомых, часто находится в шорах предубеждений. Люди с ОВЗ делятся на три категории: те, у кого инвалидность является врожденной, но интеллект сохранён, люди с приобретённой инвалидностью, как правило, жертвы несчастных случаев и люди, у которых, к сожалению, интеллект не сохранён. Именно по третьей категории обычно судят об инвалидах. Но, пока ребёнок с ОВЗ растёт и развивается, никто не может сказать, сможет ли развиться его интеллект в полном объёме. Почему я упомянула детей – спросите вы? По одной простой причине: маленький ребёнок — это то же самое, что больное животное, которое не может рассказать о своей проблеме. Как пример, в одноименном фильме показана Винтер, дельфин, потерявший хвост. Есть ещё одна причина, почему я свела в одном месте ребёнка и дельфина. В Калифорнии у племени Чумаши есть легенда о том, что когда люди перебирались с острова на материк, дети упали в воду с радужного моста, который создала богиня Хуташ. Родители испугались за своих детей, но богине понравилась игра детей, и, коснувшись воды, они превратились в дельфинов и могли играть вечно. Можно не верить в эту легенду — это личное дело каждого, но то, что дельфины очень похожи на нас, отрицать невозможно.
Я не зря вначале сказала про категории людей с инвалидностью, потому что, когда человек в результате болезни, травмы или ранения приобретает инвалидность, его жизнь разделяется на «до» и «после». И это показано в фильме и не только на примере Винтер. Человек с приобретённой инвалидностью нуждается в поддержке близких намного больше, чем человек с врождённой инвалидностью, потому что именно эти люди дают ему понять, что он нужен не потому, что он чего-то добился в прошлой жизни, а потому что он просто есть! Только близкие могут помочь такому человеку преодолеть кризис одиночества и найти себя вновь. Это ещё одна важная сюжетная линия фильма, которую мы не сразу можем разглядеть за драматизмом ситуации и красивой картинкой.
Прослеживается ещё одна линия: надо всегда стараться слышать и слушать детей. Они лишены наших штампов и предрассудков, хотя иногда и не могут сказать так, чтобы мы, взрослые, поняли сразу. Но в этом и состоит наша миссия – понять! В качестве примера, приведу ситуацию из своей жизни, в чём-то перекликающуюся с фильмом. Когда я была ребенком, после операции мне в первый раз сделали ортопедическую обувь, которую я должна была носить постоянно. Но, поскольку мне не могли сделать замеры в сидячем положении, их делали лёжа. И они оказались неправильными. Когда я впервые надела ортопедические ботинки, я поняла, что мне в них больно и неудобно. Но тогда меня не услышали, сказав, что я привыкну, и всё будет нормально. Этого, естественно, не случилось, и позже, когда на ногах появились кровавые мозоли, меня наконец-то услышали. После этого случая ко мне стали прислушиваться, и замеры стали производиться только сидя, что было правильным.
К чему вся эта история? В фильме показано нечто подобное. Вот главная задача родных и близких – слышать, видеть, чувствовать и понимать.
Сравнивая фильм и реальную историю, хочу отметить, что в реальности не было ещё одной сюжетной линии. В фильме она представлена, и я попробую объяснить, для чего. Снова обращусь к своему опыту. Когда я была ещё подростком, в моей жизни появилась женщина, с которой мне приходилось общаться почти каждый день. Тогда я была на надомном обучении, а она была преподавателем русского языка. Мне вскоре предстояло сдавать экзамены, и я ждала от неё помощи. Но дождалась я только одного – её недоумённого взгляда и слов, которые меня шокировали: «Ты разве собираешься где-то учиться? А зачем тебе это?» Меня это удивило и обидело. Значит, она считает меня неполноценной, ту, которую все остальные преподаватели считали способной к обучению и поэтому строго спрашивали и ставили те оценки, которые я заслуживала. Много позже, когда я училась в колледже, я рассказала эту историю своей одногруппнице, кстати, самой младшей в группе, по сути – ещё ребёнку. Приведу её ответ дословно: «Что за глупости?! Бред какой-то! Я вижу, что тебе тяжело, но ты же справляешься! Ты такая же, как мы!» Почувствуйте разницу в подходах ребёнка и взрослого, вроде бы уже умудрённого жизнью преподавателя. Практически то же самое есть и в фильме как пример инерции мышления взрослых людей и не замутнённого предрассудками но логичного детского разума. Взрослым это кажется безумием, но ребёнок просто ещё не знает, что это невозможно, и действует!
Итак, для чего и кому стоит посмотреть этот фильм? В первую очередь, людям с ОВЗ, которые потеряли веру в себя, и, разумеется, их близким. Тем взрослым, которые захотят выйти из замкнутого круга своих предубеждений и понять, что невозможное иногда возможно. А ещё тем родителям, которые не могут понять своих детей — ведь достаточно просто их услышать!
Анастасия Абрамова