Медико социальная экспертиза переосвидетельствование
Каждому человеку с инвалидностью не раз приходилось сталкиваться с процедурой переосвидетельствования. Пока мне не исполнилось 18 лет и пока я не получила бессрочную инвалидность, мы с мамой в течение 15 лет ездили каждые год-два на медико-социальную экспертизу. К сожалению, впечатление от процедуры переосвидетельствования у меня сложилось как от одной бесконечной волокиты. Меня всегда удивляло, зачем, например, проходить врачей одних и тех же специальностей по три раза: сначала в своей районной поликлинике, затем – в больнице (перед тем, как ехать на МСЭ, требовалось обязательно полежать в больнице; я ездила в больницу на дневной стационар, ночуя дома, а днём проходя тех же самых врачей, что и пару недель назад в поликлинике: ортопеда, невролога и так далее), а затем – в самом бюро МСЭ. Зачем идти к окулисту в поликлинике, если скоро пойдёшь ещё к одному окулисту, а потом ещё к одному – и всё это в рамках одной и той же процедуры переосвидетельствования?
Объяснение этому я слышала такое: «Но у нас же СВОЙ окулист (ЛОР, невролог и т.д.)!». На деле это приводило к тому, что каждому из трёх окулистов ты повторял одни и те же слова, и одни и те же записи фиксировались в карточках.
Прошёл ты врачей поликлиники и врачей больницы, едешь в бюро МСЭ в назначенный тебе день. Там ты проводишь полностью весь, можно сказать, световой день, потому что на одно и то же время к одному и тому же специалисту в комиссии записано несколько человек.
Далее, допустим, инвалидность продлена. Тебе предоставляются бесплатные лекарства. Ты ходишь за рецептом каждый месяц, и по рецепту тебе дают лекарства ровно на месяц. И всё бы хорошо, но, когда ты придёшь за лекарством через месяц, его может не быть. При том, что приём прерывать нельзя, тебе, конечно, придется приобретать лекарство самому. И такие ситуации – отсутствие лекарств по рецептам — не единичны. Такое происходило систематически, и выходило, что вроде бы у тебя и есть право на бесплатное лекарство, но в реальности ты то и дело платишь за него из своего кармана.
Ежегодное медицинское обследование
Также, к сожалению, не всё было гладко и с клиникой, куда по своему заболеванию я ездила на ежегодное обследование перед МСЭ. Направление давалось всегда в одну и ту же клинику, где было профильное отделение, специализирующееся конкретно на моём заболевании. И когда я приезжала туда, в моём лечении мало что менялось. Любые проблемы, которые возникали со здоровьем в течение года и которые озвучивались мною врачу, всегда встречали один и тот же ответ: надо повысить дозу. Когда доза принимаемого препарата становится высокой, возрастает риск осложнений на другие органы. Например, на печень, как это было в моём случае. Но сопутствующие проблемы, хоть они и были напрямую связаны с проводимым от основного заболевания лечением, уже были сугубо твоими – УЗИ и лекарства, поддерживающие печень, делай сам и оплачивай сам. А в клинику езди на раз и навсегда определённую схему обследования, и не имеет значения, что врачей одних специальностей ты проходишь аж по три раза, а врача нужной тебе специальности можешь посетить лишь платно – при том, что лекарство ты получаешь в довольно высоких дозах, и тут уже просто неизбежно возникнут побочные эффекты, которые связаны, опять же, непосредственно с проводимым лечением и поэтому, в идеале, должны корректироваться в рамках этого лечения, а не в рамках твоих собственных средств.
Много ещё можно привести примеров, когда приходится обращаться за платной помощью в тех случаях, когда по причине твоей инвалидности тебе должна оказываться бесплатная помощь. Например, у меня было заикание, которое, по словам абсолютно всех неврологов, которых я встречала и в поликлинике, и в МСЭ, имело прямое отношение к моему заболеванию. Но никакую бесплатную помощь я здесь не могла получить: мне советовали только попробовать справиться с этим медикаментозно, принимая «Фенибут». Я пробовала пить «Фенибут», пробовала очень настойчиво и, несмотря на полное отсутствие эффекта, пропила несколько курсов. Эффект так и не наступил. Возможно, кому-то «Фенибут» и помогает с этой проблемой – неслучайно же мне его так настойчиво советовали, — но мне совершенно не помог. Здесь помогли бы занятия с логопедом, и я ходила на такие занятия, только, опять же, за свои деньги. Логопед, к которому мне дали бесплатное направление, сообщил по телефону, что заиканием он практически не занимается, специализируясь на проблеме дисграфии, но раз уж такое дело, меня, конечно, могут поставить в очередь – может, когда-нибудь группа заикающихся и наберётся, и в этой далёкой перспективе занятия и начнутся. Мы оставили свой телефон, но за те годы, что я платно ходила к частному логопеду, нам так никто и не перезвонил.
Остеопат бесплатно
Похожая ситуация была и с остеопатом. В раннем детстве у меня было несколько показаний для проведения остеопатического лечения, тем более что обычный массаж с моим заболеванием мне был противопоказан. И, конечно же, к остеопату мы так же ездили только платно – бесплатных остеопатов не было вообще. В поликлинике остеопат принимал – но, опять же, только платно. И хоть ты имеешь инвалидность, и тебе необходима такая специализированная помощь, ты не можешь рассчитывать даже на какую-то скидку и платишь полную стоимость потому, что помощь, которая положена тебе по твоему заболеванию, твоей инвалидности, никак не организована и не предусмотрена в системе ОМС.
Проблемы, с которыми столкнулась лично я, – это только часть общей картины. Думаю, многие люди с инвалидностью могли бы дополнить её своими примерами. Пока у нас в медицине (и не только в рамках получения инвалидности) очень много формальности, бюрократии, бесконечных повторов того, что и так уже было, уже установлено, уже сто раз записано – и не так много реальной, действительно необходимой и действительно оказываемой (и бесплатно оказываемой) помощи.
Юлия Ильина, специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)
Фото: pixabay