арфа и арфисты

В Ирландии арфиста легко можно было узнать- его выдавали руки. Длинные ногти, которые по форме напоминали иглы, были отличительным знаком его искусства. Такая странная форма ногтей позволяла музыканту играть на инструменте с металлическими струнами ярко и виртуозно. Ирландская арфа (кларша) была национальным инструментом в Ирландии. Она изготовлялась по старинным эскизам и состояла всего из двух кусков дерева- дуба или ивы.

Игра на арфе

По какой-то необъяснимой причине эти деревья имели мифологическое значение, и ни один изготовитель арфы ни за что не стал бы это менять. Длинными ногтями арфист перебирал струны, и инструмент резонировал звонко, как колокольчик, и звук его летел к высоким потолкам залов в замках наследных вождей кланов. Длинные и тонкие ногти арфиста были отличительным знаком его высокого социального статуса в средневековом обществе. И они же помещали его в самый верхний эшелон гэльского правящего класса. Считалось, что арфист никогда не подстригает ногтей. Таким образом, подушечки его пальцев никогда не ударяли по струнам. Из-за длинны ногтей арфисты ничего не делали руками. Ногти были их рабочим инструментом, и их никак нельзя было портить.

Ирландская арфа

Большинство арфистов вплоть до 1600 г. были прикреплены к главе клана и состояли на службе у него и его семьи. Другие получали место в поместье богатой англо-ирландской или нормано-ирландской семьи. Эти новые ирландцы были потомками завоевателей нормандского происхождения, и они с энтузиазмом вбирали в себя всё ирландское. Они восприняли ирландский язык и культуру как свои собственные и были непреклонными католиками. До прихода к власти Генриха VIII говорили, что они стали ирландцами в большей степени, чем сами ирландцы.,

Ирландская арфа

В отличие от нашего времени, музыка, исполняемая на арфе, тогда считалась музыкой благородных- не простолюдинов. Арфу никогда не рассматривали как народный инструмент; главным образом, её слушала аристократия самого высокого ранга. Её струны рождали музыку утончённую и возвышенную. И этот инструмент был совершенно не приспособлен для танцев. По существу, в пору наивысшего расцвета музыка арфы была социально отделена от музыки других инструментов и оставалась таковой до начала 19 века, когда ещё можно было услышать её последние, угасающие отзвуки. Безземельный крестьянин, влачащий своё убогое существование в крытом соломой сарае без окон, возможно, никогда и не слышал звука арфы. Но многое изменилось, когда свет увидел арфиста Торлу ОКэролана. То место, которое, по традиции, занимал арфист в аристократическом обществе, давно уже утратило свою значимость. Важность этих музыкантов неуклонно шла на спад с середины 16 в., когда английское правительство окончательно закрепилось в Ирландии. С изменением традиционных моделей землевладения наследные вожди кланов навсегда утратили своё владычество. И вместе с этими изменениями пришёл упадок арфиста в качестве почётного придворного.

К тому времени как Кэролан впервые коснулся струн арфы, значение арфиста в обществе потеряло силу, и его высокий социальный статус резко снизился.

Арфа стала его инструментом

У Торлы Окэролана был совсем небольшой выбор профессии, когда он начал учиться играть на арфе приблизительно в 1684 году после схватки с оспой.

традиция кельтов

По совершенно практическим соображениям карьера арфиста- и вообще, карьера музыканта- была, пожалуй, единственно возможной профессией для незрячего. И без того ограниченный в правах в управляемой протестантами Ирландии и не способный обеспечивать себя физическим трудом, Кэролан, возможно, жил бы на жалкие подачки, получаемые от семьи и соседей. Но музыка открылась перед ним, он выучился, и его карьера пошла вверх. Для слепых музыка всегда была отдушиной. Медицинские исследования ясно показывают: у слепых обостряется слух как компенсация потери зрения. И кажется, что многие незрячие в Ирландии выбирали этот путь. Кэролан не был единственным незрячим арфистом. Он разделял эту традицию со многими другими, которые взяли в руки инструмент, подобно ему, потеряв зрение, часто после схватки с оспой. Игра на арфе давала слепым определённые преимущества. Арфистов никогда не учили играть с листа- это была устная традиция, передававшаяся от учителя к ученику через многократные повторения. Эти старинные мелодии — традиционный репертуар арфиста, которые сейчас в большинстве своём забыты современным слушателем, передавались от учителя к ученику сквозь века ирландской истории. Арфа, так же как и любой музыкальный инструмент во времена Кэролана, подходила для специфического восприятия незрячего человека. Это не визуальный инструмент, как, например, фортепиано, и восприятие при игре осуществляется через прикосновение в большей степени, чем через зрение. Даже тогда, в 1687 году, арфа была самым древним и почитаемым музыкальным инструментом в Ирландии. В истории она известна задолго до 1000-го года н.э. Есть сведения об ирландских арфистах, сопровождающих крестоносцев на Средний Восток в 13 и 14 веке.

Арфист Кэролан достиг высокого статуса в обществе, которое всё ещё чтило древние традиции. Начиная обучение, он, должно быть, сознавал, что искусство игры на арфе переживало упадок. Вместе с мелодиями и навыками, необходимыми для мелодичного звукоизвлечения он, должно быть, познакомился и с многовековой историей этого инструмента.

Традиция Кельтов

Игра на арфе была древней и неотъемлемой традицией Кельтов, которые прибыли задолго до Норманнов. Она имела сакральное или магическое значение. Кельты играли на ней в надежде постичь поэтическое вдохновение. В то время верили, что барду сообщена сверхъестественная сила, когда он декламирует стихи под звуки арфы. Верили, что эти звуки открывали в нём способность предвидения.

 

Анна Фомина — специально для Агентства особых новостей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *