В фильме «Любовь с ограничениями», который вышел на экраны в 2017 году, показаны очень многие проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, в частности, передвигающиеся на инвалидных колясках. Например, невозможность проехать через турникет в метро, отсутствие пандусов, отсутствие доступного транспорта для людей с ОВЗ. И в нынешнем 2020 году многие из этих проблем вроде бы решены. Но появились другие. И об одной из таких проблем мне бы хотелось рассказать.
Фильм про инвалида в коляске
Фильм про инвалидов «Любовь с ограничениями» есть сцена, в которой герой ждёт автобуса, и на остановку приходит автобус со ступеньками, абсолютно не пригодный для человека на коляске. Сейчас такого транспорта стало намного меньше, а больше стало транспорта низкопольного. А в некоторых городах есть даже маршрутные такси, доступные для инвалида в коляске. Технически проблема решена. Автобусы ходят, есть специальные откидные пандусы, у каждого водителя должны быть ключи от него, но…
Человеческие факторы проблема
В дело вступает человеческий фактор. За пандусом никто не ухаживает должным образом, автобусы довольно часто не встают ровно к остановке, у многих водителей нет специального ключа. А на месте для инвалидов очень часто стоит человек, который вполне мог бы встать в другое место. Ограничительного барьера либо нет, либо он расшатан настолько, что просто не держится. Вы можете мне сказать, что водитель может занести коляску на руках, но есть абсолютно разные инвалидные коляски. Есть разные люди в этих самых колясках. Есть электроколяска, которая весит намного больше, чем коляска активного типа. Поднять её в одиночку или даже вдвоём практически невозможно. Да и потом – надо знать , за какие места на коляске можно браться, как на электроколяске, так и на коляске активного типа. Человек на коляске может быть болен несовершенным остеогенезом, проще говоря, хрупкостью костей. Неподготовленный помощник может поставить коляску не так, как необходимо, и человек с таким заболеванием точно получит очередной перелом. Вы возразите мне: пусть человек в инвалидной коляске ездит только на личном транспорте или вообще сидит дома, раз улица для него так опасна. Но какое мы имеем право указывать человеку, что ему делать, как жить, и лишать его права выбора: оставаться дома или активно перемещаться по городу по своим делам?
Но предположим, что водитель помог такому человеку, один раз, два, три. Сколько он может встретить таких людей за смену, мы не знаем. Пандус не открывается, ключа нет, а человек, ведущий транспортное средство, несёт ответственность за всех пассажиров. И, подвергая себя достаточно высокой физической нагрузке, он теряет силы, концентрацию внимания, и в таком случае его автобус или другое транспортное средство становится опасным для всех пассажиров и для всех, кто есть на дороге. Также мы не должны забывать и о самом водителе. У него может и не быть явных признаков каких-то болезней. Но, если он будет делать такое постоянно, он легко может сорвать себе спину, руки или усугубить заболевание, которое при обычных условиях работы себя никак не проявляет. Как итог, может появиться ещё один человек с инвалидностью. А забота о нём ляжет на плечи его близких, которые лишатся поддержки, а, может быть, и единственного кормильца.
Помощь во вред
К сожалению, далеко не все водители задумываются об этом, когда помогают или не хотят открывать пандус. То же относится и к пассажирам. Помощь бесценна, но она должна быть правильной и не вредящей тому, кто готов помочь. Водителю проще, с одной стороны, поднять и опустить человека в коляске – не нужен ключ, начальство не оштрафует за его отсутствие, и он получит благодарность от человека, которому помог. Но тогда зачем все эти правила? Зачем делать низкопольный общественный транспорт, места для инвалидов? Зачем тратить на это деньги, выделенные из бюджета? Всё это делается не только для проезда людей в колясках, но и для облегчения работы водителей. Кстати, в таком же автобусе может ехать мама с ребёнком в коляске, и ей это тоже облегчает жизнь.
Расскажу о конкретных случаях, которые происходили лично со мной. Неоднократно, когда я ехала куда-то из дома или домой, в автобусах у водителей не было ключей, и они предлагали занести меня на руках. Я передвигаюсь на электроколяске, которая сама по себе, без меня, весит сто тридцать килограмм! Представьте, как можно её поднять, особенно, если ты не знаешь, за что можно браться. У меня неоднократно бывало такое, что водители или помогавшие им пытались схватиться за подлокотники или пульт, а мое резкое предупреждение о том, что за это брать нельзя, их отпугивало. Даже если случилось чудо, и меня подняли и занесли (чего, кстати, не случалось), как водителю после такой бешеной нагрузки вести автобус, наполненный пассажирами, за которых он отвечает? Или ещё один вариант: мне открыли пандус, я зашла, и водитель его закрыл. Люди, которые заходят через эти же двери, не ждут, пока я встану на своё место, а побыстрее рвутся в салон, делая вид, что не замечают меня в коляске. А если я случайно наеду на ногу колесом, при хорошем раскладе нога будет просто долго болеть, а при плохом – пассажир получат серьёзную травму из-за своей ничем не оправданной спешки. Бывает так, что водитель, не дожидаясь, пока я встану на своё место, сразу начинает движение. Он не понимает, что в этом случае травму могу получить я и те, кто находится около меня. И травму куда более серьезную, чем простой перелом ноги…
Всегда оставайся человеком
Было и такое, что водитель на моих глазах не открыл пандус для женщины с маленьким ребёнком на коляске. Он даже не вышел из кабины, хотя делать это обязан, когда видит любую коляску. Коляска в этом случае была детской, но ребёнок явно был с проблемами здоровья. И ещё одна ситуация, очевидцем которой я была. Детская коляска, в которой обычно перевозят малышей, была заполнена пакетами, и хозяйка коляски поставила её так, что я не могла проехать на своё место, а когда я вежливо попросила дать мне проехать, начала оскорблять меня и моего сопровождающего. Более того, некоторые пассажиры её поддержали. Это немного отходит от темы статьи, но, к сожалению, таких персонажей остаётся ещё очень много.
Итак, вроде бы дело в ключе! Но не ключ виноват в этих проблемах, а люди, которые не соблюдают свои должностные инструкции, относятся к людям, не похожим на них, со злобой и презрением, хотя в такой ситуации может оказаться любой условно здоровый человек. Это значит только одно: в каждой ситуации нужно оставаться человеком…
Анастасия Абрамова