В нашем изменчивом мире появилось очень много вещей, за которые нужно платить. Хотя есть вещи, которые, на мой взгляд, должны быть бесплатными. А именно: общее среднее и средне-специальное образование, реабилитация и … медицина, даже высокотехнологичная.
Но так уж получается, что у всего вышеперечисленного есть две стороны. С одной стороны, есть условно бесплатные услуги и есть такие же услуги, только платные. И вот об этом я бы и хотела поразмышлять.
Бесплатная медицина
Поликлиника. С чем она ассоциируется? У кого-то она ассоциируется с «живой» очередью, у кого-то — с регистратурой, у кого-то — с медицинской карточкой, у кого-то – с конкретным врачом, не важно, плохим или хорошим, у кого-то – со сдачей анализов и ранними подъёмами для похода к врачу. Но есть одна вещь, с которой она ассоциируется у всех, но мало кто об этом говорит. А именно: талоны на приём к врачу. Это стало настолько обыденной вещью, что для многих это лишь малая часть того, что я перечислила выше. Талоны для многих не являются проблемой или отдельной темой для обсуждения. О них говорят походя, как о чём-то незначительном. На самом деле, именно с них всё и начинается. Талоны – это наш пропуск к врачу, талоны – это возможность получить услугу бесплатно, талоны – это возможность избежать «живой» очереди. Так всё должно выглядеть в идеале. И вы мне сейчас скажете, что я очень много времени уделяю такой незначительной детали. А я с вами не соглашусь. Ведь если не будет талонов, это приведёт к долгому ожиданию приёма у врача в «живой» очереди, неоправданным и бесполезным затратам времени, а иногда может привести и к ухудшению состояния здоровья прямо в поликлинике. И условно здоровый человек, возможно, мог бы и подождать, если он проходит плановое обследование, но вот человек с хроническим заболеванием или инвалид долго ждать не может и должен попадать на приём в строго назначенное время. И что же делать, если талонов нет месяцами, непонятно по какой причине. Кто-то из вас скажет: жди, и они появятся. Кто-то скажет: можно пойти к платному специалисту. Но!.. Я бы согласилась, если бы не один важный факт.
Предположим, талонов нет очень долго, человек не может ждать из-за того, что его самочувствие постоянно ухудшается. Казалось бы, есть второй вариант – платная медицина. Но, во-первых, не все могут себе её позволить, а во-вторых, в поликлинике может работать тот профильный врач, который знает вашу историю болезни и как вас лечить. И что немаловажно — вы ему доверяете. А платному специалисту придётся начинать всё сначала, а сможете ли вы ему довериться – большой вопрос. Также немаловажно, что свою поликлинику вы хорошо знаете в логистическом плане, в плане расположения кабинетов и ещё во многих важных мелочах. В платной клинике, если вы не постоянный её посетитель, такой комфортной среды не будет. Я хочу привести конкретный пример. Совсем недавно, когда мне нужно было попасть к врачу в моей поликлинике, там не было талонов на приём уже два месяца. Раньше «счастливчики» получали по одному талону в неделю, придя к зданию поликлиники в шесть утра, задолго до открытия и простояв на морозе не один час. Мы так поступить не могли даже тогда, потому что я передвигаюсь на коляске, и такое время просто не смогла бы выстоять. Сейчас это выглядит по-другому – ты должен, тоже пожертвовав своим временем, караулить у монитора компьютера или дозваниваться по телефону. Моим родным надоела ситуация, когда на приём попасть невозможно.
Звонки в администрацию поликлиники ничего не давали, ровно до одной «волшебной» фразы: «Мы будем звонить по этому вопросу на горячую линию Президента». Через пару часов, как по волшебству, в свободном доступе в Интернете появилось просто огромное количество талонов, а на нашем участке вместо двух принимающих врачей вдруг появилось пять. Знаете, я очень люблю сказки и фэнтези, но когда происходит такая «магия», мне становится противно. Мне непонятно, почему такой несложный вопрос может решаться только при угрозе довести информацию о нарушениях до Администрации Президента?
Очередь в поликлинику
Итак, мы получили вожделенные талоны на удобное для нас время и приехали в поликлинику. Я хоть и не люблю ранние подъемы, пожертвовала сном, потому что надеялась, что мы быстро решим свои вопросы в поликлинике и уедем. Когда мы зашли в поликлинику, в ней всё было как обычно, кроме одного –из регистратуры слышались гневные женские крики, с обильным применением ненормативной лексики. Сначала я даже не поняла, что происходит, но потом догадалась, что женщина просто хочет получить свою карту для приёма у нескольких врачей, а ей не хотят давать эту карту по абсолютно формальным поводам. Как мы поняли, человек наблюдался в этой поликлинике много лет, давно был в её базе, и направления были выписаны врачами этой поликлиники на её фамилию. Да, у неё не было с собой паспорта или полиса, и формально работники регистратуры правы. Но, в конце концов, поликлиника –не банк и не дорогой автомобильный салон, где такие требования к безопасности оправданы. Однако, человеческий подход к пациентам в регистратуре нашей поликлинике явно не в чести.
Я запомнила эту историю — она мне дико не понравилась. Ведь если такие проблемы возникают в регистратуре, то что же можно ждать у врачей, которые, кстати, относительно недавно сменились у нас почти полностью? Мне всегда хватало того, что моим сопровождающим приходится устраивать гонки по лестнице за грузовым лифтом. Но я надеялась на то, что этот врач хотя бы будет компетентным и не станет проявлять ко мне и моей семье неуважение. Но получилось всё иначе. Начнём с очереди, которая всегда чем-то недовольна. Нам заявили, что мы забрали все талоны, и из-за этого они вынуждены сидеть в этой самой очереди. Талонов у нас было четыре, мы шли на приём друг за другом, а очередь это дико бесило. Один человек даже заявил, что мы забираем талоны, как будто скупаем все товары в магазине. Мне очень хотелось сказать ему, что Интернет существует не только для сидения в играх, Инстаграме и прочих социальных сетях, и ему никто не мешал время от времени мониторить сайт поликлиники и записаться на приём, но я сдержалась, и мы зашли к врачу.
Врач во время приёма не давала нам даже сказать, для решения каких проблем мы пришли, торопила нас и всем своим видом показывала, что ей хочется побыстрее нас выпроводить. Нам в очередной раз в этой поликлинике заявили, что пациентов с острой болью для них не существует — всё должно идти по общей записи (возвращаемся к злосчастным талонам), и если даже человеку плохо, он должен ждать, когда примут всех плановых пациентов. Кстати, осмотр этот терапевт даже и не думала проводить, а больше половину времени приёма, кстати – не такого уж долгого, строчила в карточке, возможно, что и не в моей, какие-то назначения. Мою карточку она просмотрела мельком и приняла место моего обучения за место работы. И я надеюсь, что вы мне позволите промолчать о том, что я думаю о её внимательности. Что же мы извлекли для себя из этого приёма? Ничего! Но я в очередной раз убедилась, что для участкового врача, по крайней мере, для этого, пациенты – просто винтики на конвейере, которых надо прогнать побыстрее. Кстати, её предшественница была совсем другой — она относилась к каждому пациенту со всей серьёзностью, занималась проблемами больных не формально и не считаясь со временем, указанным в талоне. Это другой, человечный подход к любому пациенту, но из-за этого очередь у кабинета становилась ещё агрессивнее, а вот врача, у которого мы были, хвалили за скорость. Хотя качество… И потом, работа врача – это не гонки спорткаров, и скорость тут далеко не на первом плане. Вы меня спросите: неужели всё настолько плохо, а если действительно так плохо, то почему вы оттуда не ушли? А я вам отвечу: во-первых, так было не всегда, по крайней мере, для меня и моей семьи, но потом наступила «оптимизация» медицины, и многих хороших врачей просто «ушли» из поликлиники, потому что они не «соответствовали» современным реалиям страховой медицины. Во-вторых, всё-таки остались некоторые специалисты, которые хорошо знают мою историю болезни и которым я доверяю.
Кстати, насчёт реабилитации. В этой же поликлинике родственники хотели узнать, можно ли пройти курс реабилитации для инвалида-колясочника. А реабилитолог заявила, что моей реабилитацией является моя же коляска, и на этом всё! Но позже ко мне домой из этой же поликлиники приходила потрясающая массажистка, благодаря которой у меня появились определённые улучшения. Однако в рамках страховой медицины количество процедур крайне ограничено. В моём случае было десять сеансов. Для меня это только начало реабилитации, но в рамках страховой медицины все процедуры ограничены. Через некоторое время мы хотели повторить курс, только в более полном объёме, то есть не только массаж, но комиссия поликлиники заявила, что нам будет проще пройти её в больнице. При этом никто не подумал и, видимо, не собирался думать, где будет находиться мой сопровождающий — ведь находиться со мной в больнице постоянно он просто не мог. А даже в самой лучшей больнице далеко не весь персонал знает, как обращаться с обычным инвалидом-колясочником. Я уж не говорю про более сложные случаи, к которым относится и мой.
Платные услуги в медицине
Казалось бы, платная медицина — любой каприз за ваши деньги, если можно так выразиться. Всё быстрее, всё качественнее, всё с уважительным отношением, потому что за деньги. А процедур столько, сколько необходимо конкретному человеку. Именно так, в основном, и выглядит платная медицина, хотя стоит совсем недёшево. Но даже в платной медицине бывают исключения. Так уж получилось, что волей судьбы ваш покорный слуга оказывался в разные годы и в платной, и в бесплатной травматологии. В бесплатной мне не оказали никакой помощи, и поэтому в следующий раз мы сразу обратились к платным специалистам. Ведь мы думали, что там нам уж точно окажут помощь. Но эта травматология отличалась только тем, что там была доступная среда, пустые коридоры и чёткое время приёма. Когда врач меня увидел, у него задрожали руки и округлились глаза. Видно, таких пациентов он никогда до этого и не видел или видел, но надеялся, что к нему на приём они никогда не попадут. Он боялся ко мне прикоснуться, и мне бы льстила его осторожность, но это была не осторожность, а страх. На рентгене у нас даже не поинтересовались, как можно меня положить, и чуть не сломали мне конструкцию в спине. А потом ещё и возмущались, что иначе сделать снимок нельзя. Но как оказалось гораздо позже, в другом лечебном учреждении всё можно, стоит только немного подумать. Кстати, в обоих таких учреждениях все эти услуги тоже были платными, но куда более профессиональными.
Вы мне скажете: вы рассказываете слишком длинную историю, зачем все эти подробности? А я вам снова отвечу, что это нужно для понимания, что всё-таки не вся бесплатная медицина бесполезна, а платная – это не всегда панацея. Видимо, всё-таки решают не деньги, а люди. Деньги важны, очень важны, спору нет. Но если человек — врач, медсестра, рентгенолог, реабилитолог — не работает, а просиживает часы приёма или делает свою работу формально, в нём нет желания помочь пациенту — а ведь все эти профессии созданы для того, чтобы помогать, — то никакие деньги не помогут. То есть, как говорилось в одной старой сказке, «Никакие связи не помогут вам сделать ножку маленькой, душу большой, а сердце – справедливым!»
Анастасия Абрамова
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).