Многим может показаться, что верующему человеку намного проще написать о Пасхе, чем неверующему. Казалось бы, что сложного? Возьми — да напиши, чего там красить надо и когда печь. Рецептик кулича приложи, бахни в конце «Христос воскресе» с большим количеством восклицательных знаков, и статья готова.
Вот только подобная работа не затронула бы ни одну из глобально важных тем, которые вмещает в себя Пасха в понимании христиан. У верующего человека, старающегося жить церковной жизнью по мере сил, есть огромное полотно смыслов, предстающих перед взором при произнесении слова «Пасха». О чём рассказывать? Об исследованиях плащаницы? Взять наукообразный тон и рассказать, что вот был анализ, доказавший, что она поддельная, а потом другой анализ опроверг результаты первого? О мучительности смерти от распятия, когда зазубренные кованные гвозди пробивали нервные пучки, а поза заставляла проворачиваться на этих гвоздях, чтобы схватить хоть немного воздуха? Об искупительной добровольной жертве Спасителя с позиции богословия? О доказательствах бытия Бога по Фоме Аквинскому? Прокомментировать Пасхальное слово св. Иоанна Златоуста, близкое, наверное, любому инвалиду, благодаря словам: «Никто не рыдай о своем убожестве»? О том, как древнееврейская пасха связана с христианской и причём тут исход?
Пасха – победа над смертью!
В Пасхальный период Церковь вспоминает главное событие в истории человечества – смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Думаю, в общих чертах все знают историю о некоем Учителе, который добровольно пошёл на крестные муки и воскрес через три дня после погребения.
В наше прагматичное время, когда говоришь о каком-то явлении, мелочность людей заставляет их пропускать большую часть самого важного мимо ушей и недовольно вопрошать: «А мне с этого чего?» Есть ли в воскресении Христовом нечто важное для всего человечества? Безусловно, есть. В 14-й главе Евангелия от Иоанна Господь говорят о предстоящем Ему: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам»». Воскресение – это не личное переживание Христа, это то, что, по замыслу Божию, ожидает каждого человека. Святые отцы, в частности Ириней Лионский, кратко формулируют христианство так: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Бог принимает человеческую природу во Христе, освящает её, очищает, возносит в тайну Святой Троицы, делая частью себя, наполняя Божественной благодатью, восстанавливая её первородное состояние, лишая смерть власти над ней.
«Постойте, — возразите вы, — как это лишая смерть власти? Да мы ж своими глазами видим, что люди как умирали, так и умирают, какая ж тут победа над смертью?» Дело в том, что человек, по учению Церкви, трехсоставен, поскольку подобен Богу. У нас есть Дух, душа и тело, и до пришествия Христова умирали все эти компоненты, вне зависимости от того, праведно человек жил или нет. Все — и праведники, и грешники — попадали в шеол – место сна, где пребывали в дремотном состоянии, ни живы, ни мертвы. По факту от ада оно не слишком отличается – человек не особенно страдает, но и не способен испытать радость, не способен жить. Христос же после смерти на кресте спускается в ад и выводит оттуда праведников. Теперь для праведника, наконец, открыта радостная вечная жизнь с Богом в Царстве Небесном.
В богословии Христос называется новым Адамом, новым прародителем людей в том смысле, что Он в себе претворяет, изменяет, восстанавливает природу человека, повреждённую грехом, делая для неё доступной жизнь вечную.
Именно поэтому Пасха – личный праздник каждого человека, мы празднуем Пасху Христову в надежде пережить Пасху личную, в надежде, что всё, что мы делали, что думали, — не исчезнет однажды в темноте небытия.
Признаться, год от года меня всё больше удивляет борьба с христианством – что делается с христианами в среде радикально настроенных мусульман (я не мету под одну гребёнку всех!), как обострились колкости псевдонаучного атеизма при том, что наука и религия в принципе отвечают на разные вопросы… Я вижу корни этого в том, что многие просто не хотят строить свою жизнь по заповедям, и, когда видят, что кто-то строит, – их это бесит, напоминая о том, чего они сами себя лишают.
Господа атеисты, не мешайте радости верующих. Братия, Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!Пусть свет радости Божественного Воскресения коснётся каждого сердца!
Александр Меркушев
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).