У общества в целом интерес к категории граждан с инвалидностью возникает при необходимости. Чего не скажешь о детях. Человек, который хоть чем-то отличается от большинства, словно магнит для детских глаз. Родителям неловко, а инвалидам некомфортно. Дети же в этот момент испытывают шквал эмоций. Мало кто задумывается, но именно такие случаи и формируют мнение о людях с особыми потребностями.
Наверное, для правильного взаимодействия с особенными людьми необходим не только такт, но и эмпатия. Чтобы почувствовать себя в чужой шкуре. Ощутить чужую боль и беспомощность или внутреннюю силу и жизнелюбие, и вести себя соответственно. Потому что общих правил в отношении к инвалидам быть не может.
Но такую чуткость необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста.
Тотальная ошибка, которая отразится на обществе
Рассмотрим очень частую ситуацию. Мать, гуляя со своим малышом, встречает на детской площадке ребёнка с ДЦП. Странный малыш с неловкими, словно изломанными движениями обязательно привлекает внимание здоровых сверстников. Что делают многие мамы в такой ситуации? Резко одёргивают своих детей, приговаривая: «Не смотри на него, нельзя!» Иногда даже закрывают им глазки рукой и уводят в другую сторону, опасаясь психологической травмы и неудобных вопросов.
Что происходит со здоровыми детьми? Они в смятении. Их поругали, но за что? Ведь они просто проявили естественную любознательность, свойственную их возрасту. Ну, а у ребёнка с ДЦП совсем разрушается вера в себя. Рождается в подрастающем сознании тревожность. Он не нужен окружению. Получается, кроме мамы, его никто и не примет. С такой установкой он продолжает расти, а вместе с ним – букет его комплексов.
Какой же путь правильный?
Любой ребёнок должен привыкнуть с раннего возраста к тому, что все люди разные. Но все заслуживают уважения, дружбы и любви, вне зависимости от своих физических особенностей. Каким бы ни был человек — он уникален и неповторим. Он живёт и имеет право пользоваться всеми возможностями и благами социума.
Маленький мальчик с синдромом Дауна и девочка, у которой эпилепсия точно так же любят играть с другими детьми, ходить в цирк или в бассейн, как все остальные дети. Ребёнок с ДЦП точно так же нуждается в социальных взаимодействиях для гармоничного развития, как его здоровый ровесник. Непривычная внешность малышей, родившихся с физическими особенностями, не должна вызывать нездорового любопытства и уж тем более — негатива.
«Я – чайлдфри», или Установка на бездетность
В социуме инвалидность до сих пор воспринимается как болезнь. Да, даже в XXI веке, когда полётом в космос и нанотехнологиями никого не удивишь. Но люди упорно верны подсознанию. Инвалид значит поломанный. Также они эту установку передают своим детям. Некоторые пугают инвалидностью: «Будешь баловаться, станешь как та тётя на коляске…». Глупо, нелепо, не педагогично, но это есть.
С ранних лет я вплетала себя в общество. Возможно, воспитание не давало мне полностью закрыться в своём мирке. Поэтому я стремилась познать большой мир. Для малышей я и по сей день считаюсь объектом внимания. В подростковом возрасте, когда многое для меня перепуталось, я старалась избегать скопление маленьких человечков. Меня раздражало их внимание. Они подбегали и пытались пальчиками схватить за спицы моей коляски.
Настолько меня это выводило из себя, что я решила стать чайлдфри. «Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным желанием не иметь детей» (С) Википедия. Моя позиция вполне объяснима психологической травмой, полученной от косых взглядов.
Но не я одна выбираю такой путь бездетности. Здоровые дети, выросшие с бременем страха перед инвалидностью, также выбирают быть чайлдфри. Вы вдумайтесь! Только потому, что взрослые не могли подобрать правильные слова, следующие поколения не хотят детей. Вдруг они родятся с травмой и получат ужасающее клеймо инвалида.
Пример для подражания
Так как же добиться психологической стабильности и принятия детей с инвалидностью и без? Начните с себя — с родителей. Объясните своим детям элементарные основы культуры. Для детей самый первый и главный пример, вектор по жизни – это их мама и папа.
Что же касается меня, я смогла принять детскую любознательность. Случилось это за год до того, как сама познала материнство. В парке ко мне подбежал мальчик лет 5, принялся разглядывать колёса моей инвалидной коляски. Но вскоре его внимание привлекла большая машина и он прямиком рванулся на проезжую часть. Я начала высматривать маму малыша, но она находилась далеко. Тогда во мне будто что-то щёлкнуло. Я его окрикнула, подозвала к себе и начала рассказывать почему не могу ходить. Наконец мама мальчика спохватилась, подошла к нам. Извинившись, она его увела и при этом посмотрела на меня. В том взгляде я увидела весь спектр эмоций и чувств.
Марина Хицкова
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).