Прошу прощения у тех, кого задевают такие слова, как «калека». Помните мультфильм «Как казаки в футбол играли»? Здесь попросту перефразировано его название.
А навеяна статья результатами завершившегося клубного футбольного сезона. В реалиях долгожданного чемпионата Европы и грядущего противостояния сборных клубный футбол отошёл уже на второй план. Однако же ещё не поздно окинуть взором завершившийся год национальных первенств и еврокубков. Но не просто окинуть, а пойти дальше и вспомнить, как когда-то в футбол играли мы, калеки – или, говоря более официозно, учащиеся коррекционной школы.

Челси и Вильярреал

В мировом футболе есть место чуду. В этом году мы получили совсем не тех победителей Лиги Чемпионов и Лиги Европы, которых ожидали.
Кто-то из фаворитов вылетел раньше, а оба манчестерских суперклуба проиграли свои финалы.
Финал ЛЧ был довольно скучен и буднично завершился со счётом 1:0. В финале ЛЕ же была длительная и эпичная серия пенальти. Все (все!!!) полевые игроки Вильярреала и Манчестер Юнайтед послематчевые одиннадцатиметровые реализовали, и всё решила очная дуэль вратарей.
Честно говоря, я желал титула норвежскому тренеру Манчестер Юнайтед Уле Гуннару Сульшеру. Именно так: даже не команде, а тренеру. Но из двух вратарей Сульшер выбрал не перспективного Дина Хендерсона, а звёздного, но переоценённого Давида Де Хеа.
Де Хеа некогда считался одним из лучших в мире, но в решающий момент этот человек всегда подводил. Три года назад на чемпионате мира на его сером фоне блеснул (опять-таки в серии пенальти) даже Игорь Акинфеев. Сейчас – аргентинец Херонимо Рульи, чьё имя широкой публике вряд ли о чём-то говорит.
Казалось бы, в серии пенальти с вратаря взятки гладки: за пропущенный с одиннадцатиметрового «стандарта» гол никто бить не будет. Но, с другой стороны, это может быть звёздный час голкипера! Вратарь может для команды выиграть матч, а может проиграть.
Де Хеа заранее проигрывал дуэли полевым игрокам Вильярреала, фактически облегчая им задачу своими заблаговременными обречёнными прыжками. У Рульи шансов было больше, он хотя бы старался и едва не парировал удар Люка Шоу. А потом сам очень уверенно пробил и забил коллеге из МЮ. А коллега ему – нет. Вот и всё.
Итак, малоизвестный вратарь может оказаться хотя бы в конкретном матче сильнее звезды. И менее звёздной команде по силам одолеть суперклуб.

Челси, впрочем, тоже суперклуб с той самой поры, когда туда пришёл со своими деньгами Роман Абрамович. Но к настоящему моменту это был никакой не Манчестер и не Ливерпуль, ранг пониже был до великой майской победы. И чуть было не остался весь Лондон без Лиги Чемпионов на следующий сезон. Челси решал с Ливерпулем и Лестером, кто третий лишний. Лестер выиграл как раз у Челси финал Кубка Англии, но провалил заключительный отрезок премьер-лиги и оказался третьим лишним – дежа-вю. Годом ранее я писал в рамках конкурса для ютьюб-передачи Василия Уткина:
Без Лиги Чемпионов Лестер.
Погиб наш клуб, невольник лести!
Никогда такого не было – и вот опять.
Когда Лестер несколько лет назад выиграл английскую премьер-лигу – никто не думал, что это всерьёз и надолго. Сейчас видно, что Лестер – это всё-таки надолго. Вот только не совсем всерьёз. В Лигу Европы.
Примерно как Вильярреал в Испании. Не гранд, но в семёрку лучших попадает регулярно. И потом достойно сражается в Лиге Европы. Но всё-таки никто не ожидал, что Вильярреал возьмёт титул.

В испанском городке Вильярреаль проживает около 50 тысяч человек. В команде очень мало легионеров, потому что и денег немного. И всё же они стабильны в Испании, а теперь и официально одни из сильнейших в Европе. И в следующем году вопреки седьмому только месту в своей стране стартуют в ЛЧ, где таким образом будет целых пять (а не четыре, как положено) испанских клубов.

Чего ждать от чемпионата Европы?

Кто победит?
Англия? Германия? Испания? Италия? Франция? Португалия? Нидерланды?
А вдруг кто-нибудь внезапный? Между прочим, на чемпионатах Европы (в отличие от чемпионатов мира) такое бывает! В 1992 г. выиграла Дания, а в 2004 г. – Греция. Греки на сей раз на ЧЕ, увы, не пробились. Может, Финляндия сюрприз преподнесёт?

Что там у калек?

Мультфильм «Как казаки в футбол играли» – он ведь как раз о международных соревнованиях.
А я решил вспомнить детство. Мы, калеки, тоже в футбол играли. Но, конечно, у нашего футбола очень много отличий было от футбола нормального.
Играли мы, конечно, не с иностранцами и не со здоровыми, а друг с другом.
Но в коррекционной школе учатся дети совсем разные. Различаются и формы, и тяжесть заболеваний.
Когда нам на 23 февраля устраивали чемпионаты школы по футболу – мы сами собирались в команды. Поэтому в одной команде могли быть ребята чуть-чуть хромавшие. Или с протезами. Или у которых вообще проблемы только с речью. А в другой команде – прямо инвалиды-инвалиды.
Это в Испании Осасуна регулярно отбирает очки у Барселоны! Это на ЧЕ Греция Испанию может переиграть! А у нас какая-то интрига была возможно только в матчах команд примерно схожего уровня. Максим Е. и Роман Л. выигрывали у прочих всегда, а когда они не играли – выигрывали Марина К. и Вероника Ч. Потому что разница между игроком с лёгкой хромотой и еле передвигающимся любителем футбола – намного больше, чем между Баварией и Знаменем Труда.
Пробовали ли разбивать команды по принципу примерного паритета силы – не помню. Так или иначе, логичнее, когда играешь в одной команде с друзьями. Так интереснее.
А любили играть в футбол почти все! И на костылях играли, и на ходулях. Не играли только на колясках. Но колясочников в школе было вообще мало, и все они были тяжёлыми – с комплексными нарушениями, если можно так выразиться. Это сейчас я вижу много людей на колясках, у которых руки и, наверное, всё остальное в полном порядке, – в школе таких не помню.
А костыли были вообще мощнейшим оружием. Ими били и по мячу (стоп, а это вообще футбол?), и по ногам оппонентов.
На заметку сторонникам инклюзивного образования. А как ребёнку с инвалидностью в футбол-то играть со здоровыми сверстниками? Поверьте, гиблое дело.
Я был в футболе, образно выражаясь, средним классом. Именно спортивные соревнования дали понять, что у меня не только с руками швах, но и ноги, скажем так, неоптимальные. Проблемы с равновесием и т.д. Однажды мы поехали на стадион и там бегали. Меня обежали все девочки на полусогнутых ногах, одна из которых ещё и упасть несколько раз на той самой стометровке успела.
А однажды я поехал на какой-то мини-футбольный турнир, где играли сборные школ. Видимо, некому больше было. А я очень любил футбол. Весь матч простоял, зато случайно попал на газетное фото вместе с Максимом Е. и с кем-то из оппонентов. Только они-то за мяч борются. А я стою, уродливо завернув голову. И почему-то в штанах. Помню заголовок статьи: «Не надо нас жалеть». Хороший заголовок.
Моими любимыми футболистами всегда были такие, как Дженнаро Гаттузо и Паоло Ди Канио. Я грубил, скандалил и самозабвенно отдавался игре. Совмещал футбол и рок-н-ролл. Забивал голы более слабым, ничего не делал с более сильными, цитировал тексты песен, ругался матом, толкал оппонентов и сам падал. Чемпионаты школьные как раз из-за меня и прекратили. Но не потому, что я кого-то оскорбил, а вследствие моего падения и вроде бы сотрясения мозга.
После школы начался период медленной инклюзии. Играть в футбол было уже не с кем. Я фактически одновременно бросил курить и играть в футбол – вот так-то.
Зато продолжаю смотреть очень много футбола. Это, наверное, какая-то болезнь. И, возможно, тема для отдельной статьи.

• фото: спортбокс.ру

Святослав Белковский
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *