Точное значение слова «реабилитация» практически никто не понимает. Реабилитироваться можно в глазах другого человека, после травмы, после неудачи в спорте или профессии. Но немногие из условно здоровых людей понимают, насколько важна и нужна реабилитация людям с инвалидностью. И почему- то под словом «реабилитация» большинство подразумевает только физическое восстановление. Но никто не задумывается о психологическом, социокультурном, социально-бытовом и ещё о многих смыслах этого слова. А ведь полная реабилитация – это возвращение человека во все сферы жизни. Ведь восстановившись только физически, мы не сможем вернуться ни к близким людям, ни к работе, ни к любимому хобби. Человек так и останется на посттравматическом уровне, если не пройдёт все виды реабилитации. Личность так и останется сломленной. Вот поэтому и нужно говорить о разных видах реабилитации. И я постараюсь кратко, но ёмко рассказать о том, что такое реабилитация в полном смысле этого слова.

Понятие реабилитации и абилитации инвалида дано в законе 419-ФЗ от 01.12.2014 года. Звучит определение таким образом:
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Итак, какие же бывают виды реабилитации, и кто имеет на них право?
— социально-средовая реабилитация;
— социально-психологическая реабилитация;
— социально-педагогическая реабилитация;
— социокультурная реабилитация;
— социально-бытовая адаптация.
Право на реабилитацию и абилитацию имеют инвалиды, дети-инвалиды с различными группами инвалидности в рамках ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации). То есть, реабилитация не может быть одинаковой для всех. Говоря простым языком, незрячий человек не обязательно нуждается в коляске, массаже, лечебной физкультуре, а инвалид, передвигающийся на коляске, не испытывает нужды в говорящих часах, дисплее со шрифтом Брайля или собаке-поводыре.
Давайте попробуем разобраться в отдельных видах реабилитации.

Социально-средовая реабилитация. Она включает в себя средства передвижения для инвалидов, то есть инвалидные коляски, как с ручным управлением, так и с электроприводом. Эти средства передвижения обязательно должны быть указаны в ИПРА инвалида. С 2019 года ФСС больше не включает в ИПРА понятия «домашняя» или «прогулочная коляска». То есть, теперь инвалид, как правило, имеет право только на одну коляску. Это ухудшает положение инвалида и противоречит федеральному закону. Как и с другими средствами передвижения, при приобретении инвалидом коляски за собственные средства должна возвращаться полная стоимость технического средства, независимо от того, какова его стоимость. Именно по той причине, что реабилитация индивидуальна, и средства реабилитации не могут стоить одинаково. Это о колясках. Также к этому виду реабилитации относится создание доступной среды для инвалидов: пандусы, лифты, занижения, съезды, тактильная плитка для незрячих, звуковые светофоры на переходах, жёлтые круги для слабовидящих, кнопки вызова помощи, раздвигающиеся двери и очень много других условий. Эта часть реабилитации целиком и полностью лежит на административных структурах и владельцах коммерческой недвижимости. Есть ещё два важных условия для социально-средовой реабилитации –низкопольный транспорт и социальное такси. Кстати, отсутствие или неполная реализация данных условий кроме собственно реабилитации ограничивает инвалида в его конституционном праве на свободу передвижения.

Следующий вид реабилитации – социально-психологическая. Она включает в себя следующие пункты:
— психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
— психологическая диагностика;
— психологическая коррекция;
— психотерапевтическая помощь;
— социально-психологический тренинг;
— психологическая профилактика;
— социально-психологический патронаж.
Здесь я не буду влезать в дебри социальной психологии, а просто попытаюсь представить конкретные случаи, в которых необходимы разные виды психологической помощи. Вероятно, консультирование необходимо для того, чтобы человек не чувствовал себя один на один со своей проблемой. То есть, психолог должен, грубо говоря, вернуть человека в общество или, в случае с врождённой инвалидностью, адаптировать его к обществу, насколько это возможно. Психологическая коррекция – это работа с нарушениями поведения, то есть сделать всё, чтобы человек не замыкался в себе, не был агрессивен и не скатывался в депрессию. С этим связан и следующий пункт – психотерапевт иногда, к сожалению, становится единственным заслоном между отчаявшимся инвалидом и суицидом. Про остальные три пункта можно сказать кратко – это тоже этапы возвращения инвалида к полноценной жизни – по возможности. Помощь психолога и психотерапевта, как и любая часть реабилитации, должна быть отражена в ИПРА. Что касается её получения, тут вопрос, как мне кажется, сложнее. В силу того, что всех психологов обучают одинаково, а подход к каждому человеку должен быть индивидуален, помогает она далеко не всем.

Следующий вид реабилитации – социально–педагогическая. Она включает в себя следующие пункты:
— социально-педагогическую диагностику;
— социально-педагогическое консультирование;
— педагогическую коррекцию;
— коррекционное обучение;
— педагогическое просвещение;
— социально-педагогический патронаж и поддержку.
Все эти пункты исключительно важны и имеют большое прикладное значение. Диагностика предполагает определение способностей к обучению для инвалида, определение режима обучения, организацию домашних заданий и контроль их выполнения. Весь спектр этого вида реабилитации включает в себя инклюзивное обучение в школах, колледжах, институтах, работу тьюторов, восприятие ученика с инвалидностью как полноценного, ничем не отличающегося от других. Здесь встречается много проблем и непонимания. Причём инклюзия, как правило, достаточно спокойно воспринимается детьми, но часто отрицательно родителями и педагогами. Реализация этого вида реабилитации также прописывается в ИПРА и является обязательной к исполнению для работников образовательных учреждений. Но на деле всё это часто становится формальным подходом, а у родителей – жёстким неприятием того, что их дети обучаются вместе с инвалидом.

Теперь стоит упомянуть социокультурную реабилитацию. Как мне кажется, она не может быть одинаковой для всех инвалидов, потому что инвалиды – это такие же люди, как и условно здоровые, и их вкусы не могут совпадать. Кому-то подойдут занятия в кружках и секциях по интересам, кому-то интересными будут концерты, выставки, театры, а кто-то захочет быть болельщиком на спортивных соревнованиях. И вообще — сколько людей, столько и увлечений. Здесь, наверное, не стоит навязывать какие-то стандарты для всех сразу. Поэтому реабилитационные центры должны привлекать разных специалистов и стараться организовывать разные мероприятия. А иначе они теряют всякий смысл и существуют только для галочки, предлагая крайне ограниченный спектр услуг. Главной же проблемой социокультурной реабилитации как обычно является доступная среда и недостаточное количество правильно обученных волонтёров. Во всём остальном, при необходимых условиях и желании многие инвалиды способны организовать себе такого рода реабилитацию самостоятельно.

Ещё один вид реабилитации – социально- бытовая. Здесь я не буду перечислять все направления, просто уточню, что речь идёт о формировании необходимых бытовых навыков, таких, как приготовлении пищи, уборка, личная гигиена, возможность самостоятельно одеться и раздеться, контакт с работниками различных учреждений – банков, полиции, магазинов и многих других. Конечно, есть разграничение: кто-то нуждается в обучении бытовым навыкам, частично или полностью, а кто–то, в силу особенностей заболевания, просто в помощи социальных работников. Сложно ли этого добиться? Да, сложно, но это возможно, если на это есть указания в ИПРА.

Есть, конечно, и такая важная часть реабилитации и абилитации, как медицинские процедуры, и о них я говорила в самом начале. Но так как именно эта часть абсолютно индивидуальна для всех, расписывать все возможные процедуры не имеет смысла. Массаж, лечебная физкультура, занятия в бассейне нужны очень многим, а вот по другим процедурам всё строго индивидуально. К ним относятся и лечение в санаториях, и курсы реабилитации в поликлинических учреждениях, и лечение в больницах.

Как же инвалиду добиться всего этого, безусловно необходимого для полноценной жизни? Во-первых, при составлении ИПРА активно участвовать в этом процессе — иначе льготы по реабилитации будут ограничены необходимым стандартным минимумом, а всё остальное придётся делать за деньги. Во-вторых, упорно и целенаправленно добиваться того, что указано в ИПРА, невзирая на регион, в котором могут попытаться принять подзаконные акты, позволяющие проводить мероприятия по реабилитации чисто формально. А если вам всё-таки отказали в реабилитации — писать в вышестоящие организации до тех пор, пока не добьётесь справедливости. Это долго, это сложно, это муторно, и вполне возможно, что у вас начнут опускаться руки. Но если этого не делать, ваше состояние или состояние вашего родственника будет оставаться на том же уровне или даже ухудшаться. А беззаконие и произвол чиновников по-прежнему будут только процветать. Чтобы этого не допустить, инвалидам или их родственникам нужно не спускать всё на тормозах, не платить бешеные деньги, а добиваться того, что им положено по закону.

Абрамова Анастасия
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *