Нидерланды. Страна тюльпанов. Страна сыра. Страна неповторимой архитектуры, добрых и отзывчивых жителей. Это то, что мы видим, только приехав туда. Но что такое Амстердам в частности, и вообще – Нидерланды глазами человека, который живет там уже много лет и работает экскурсоводом? Насколько этот город доступен для всех? Каково там отношение к людям с инвалидностью? Своими мыслями, эмоциями и жизненным опытом со мной поделилась экскурсовод Полина Волкова. Ее аккаунт можно найти в сети Инстаграм @amsterdam.with.guide, но лучше попасть к ней на экскурсию. Впечатления будут незабываемыми.
Анастасия: Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили выбрать Амстердам для проживания? Чем Вас покорили Нидерланды?
Полина: Переехать в Амстердам не было моим выбором: в Нидерланды мою семью привел трудовой контракт супруга. Он работает в сфере IT, и ему предложили работу в Амстердаме.

Анастасия: Бывали ли Вы в других странах? Есть ли у Вас любимая страна, кроме Нидерландов? И есть ли любимый город, помимо Амстердама?
Полина: У меня за плечами год проживания в Куала-Лумпуре, столице Малайзии. А также несколько месяцев на острове Бали и туристические поездки по «близлежащим территориям» и островам. Страны Юго-Восточной Азии оставили интересные воспоминания, но жить там долгое время я бы не хотела: слишком большая пропасть между нашими культурами плюс отсутствие привычных времен года – всё это означает для меня постоянный дискомфорт.
А ещё в студенчестве я училась в языковом колледже в Лондоне. Великобритания тоже не вызвала у меня тёплых чувств. С Нидерландами случился моментальный «клик»: мне пришлись по душе и голландские традиции, и образ жизни, и общая атмосфера страны. А главное — меня не перестаёт удивлять, как умело и глубинно отрегулированы в Нидерландах все системы: от взаимодействия людей с властями до простых бытовых моментов. Всё изначально ориентировано на комфорт каждого конкретного человека и минимум стресса.
При этом моей любимой страной остается Россия. Потому что это моя Родина, органически мне близкая.

Анастасия: В чём заключается прелесть работы экскурсовода? И в чём сложность этой работы?
Полина: Вспоминается анекдот про палача, у которого работа на воздухе и с людьми. А ведь действительно — для меня в моей работе есть два главных удовольствия: общение с людьми, которые приезжают в Амстердам со всего мира, и постоянное движение и нахождение на свежем воздухе, которое благоприятно влияет на здоровье.

Анастасия: Помните ли Вы свою первую экскурсию? Чем она Вам запомнилась?
Полина: Не забуду никогда. Это был аномально жаркий майский день, да ещё и мой день рождения. Я только что закончила обучение на гида, и мне впервые дали «настоящую» группу туристов. С нами в группе был экзаменатор, его цель была пристально наблюдать за процессом экскурсии и фиксировать мои недочёты. Экскурсия прошла прекрасно, и после этого я была допущена к самостоятельному проведению туров.

Анастасия: Как Вы считаете, какое самое странное, необычное и интересное место в Амстердаме? В чём его странность, необычность, интерес?
Полина: Пожалуй, центральная площадь Дам. Это место необычно тем, что именно там «начинался» Амстердам; именно там в конце 13-го века была насыпана плотина, соединившая противоположные берега реки Амстел. А широкие туристические улицы Рокин и Дамрак, отходящие от площади Дам, – это бывшее устье реки Амстел, засыпанное голландцами в конце 19-го века. Когда я нахожусь на площади Дам (кстати, название «Дам» переводится с голландского как «дамба»), всегда представляю себе, как ещё несколько веков назад корабли швартовались прямо здесь, рядом со зданием королевского дворца. А сейчас вся эта местность – суша, хоть и созданная искусственно.

Анастасия: Было ли такое, когда Вы жили в Амстердаме, что в первое время Вас удивляло, что инвалиды спокойно и самостоятельно передвигаются по городу, и на них никто не косится?
Полина: Инвалиды в Амстердаме и Нидерландах – полноценные участники повседневной жизни, их я встречаю ежедневно и повсюду. Поэтому люди с ограниченными возможностями не вызывают повышенного интереса. Конечно, когда я только-только переехала в Амстердам, я наблюдала за таким укладом с открытым ртом. Я привыкла к тому, что в России людям в инвалидных креслах приходится отказывать себе в социальной жизни, потому что без посторонней помощи инвалиду в России, а особенно в её регионах, передвигаться почти нереально. Да что там, покинуть свою квартиру часто невозможно! Поэтому инвалиды на российских улицах, с позволения сказать, — диковинка.
Помню, как поначалу меня изумляли шопрайдеры – специальные электромобили, которыми пользуются малоподвижные, в том числе пожилые люди. В Нидерландах такие средства передвижения можно постоянно видеть на велодорожках, по которым им разрешено передвигаться. И на таком шопрайдере человек самостоятельно выезжает из дома (как частного, так и многоквартирного), никогда не встречая на пути огромных бордюров и ступенек без лифта, — и благополучно посещает супермаркет, библиотеку, государственные учреждения и так далее.

Анастасия: Было ли такое, что на Ваших экскурсиях люди обращали внимание на людей с инвалидностью, показывали на них пальцами, пытались сфотографировать? А Вам приходилось объяснять, что так делать нельзя?
Полина: К счастью, нет. А вот слышать положительные впечатления от того, насколько свободно чувствуют себя инвалиды в Европе – регулярно. Особенно мои туристы удивляются, когда видят велосипеды, предназначенные для перевозки инвалидных кресел. Впечатляющее зрелище: кресло без труда крепится на специальной опускающейся платформе, сцепленной с велосипедом. Так люди, лишенные возможности самостоятельно управлять велосипедом, могут наслаждаться велосипедной прогулкой и дуновением свежего ветра.

Анастасия: Доступная среда в Нидерландах и странах Европы – естественное явление. Приходилось ли Вам, когда Вы возвращались в Россию, удивляться колоссальной разнице в подходах к этой проблеме? Какие чувства, кроме или вместо удивления, Вы испытывали в такие моменты?
Полина: Я несколько лет не была в России, поэтому удивляться давно не приходилось. А вот свои первые впечатления после переезда в Амстердам помню отчётливо. Дело в том, что мы переехали из России с полуторагодовалым ребёнком, захватив массивную «вездеходную» детскую коляску с огромными колесами, без которой в России было невозможно преодолевать бордюры и другие препятствия. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что абсолютно везде в Нидерландах продуманы плавные съезды для колясок и инвалидных кресел. От порога собственной квартиры до въезда в абсолютно любой магазин, здание и учреждение. А где такой возможности нет, там всегда будет лифт. Исключение составляют, как ни странно, лишь знаменитые старинные амстердамские «пряничные» домики, которые являются памятниками архитектуры, поэтому в них ничего нельзя менять. Замечу, что старый город 17-го века составляет небольшую часть современного Амстердама.

Анастасия: Сильно ли в Амстердаме развито волонтёрство? И есть ли в городе такие места, где невозможно сделать доступную среду, и требуется помощь волонтеров?
Полина: И в Амстердаме, и в остальных Нидерландах волонтёрство развито повсеместно и является очень почётным делом. Начну с того, что при устройстве на должность волонтера вы подписываете контракт, таким образом, внося дополнительную строку в свое трудовое резюме. Голландские работодатели очень приветствуют опыт работы волонтером. А ещё голландцы получают большое удовлетворение от осознания своей пользы для общества от такого вот безвозмездного служения. Поэтому многие голландцы стараются выкраивать на волонтёрство хотя бы час в неделю.

Анастасия: Приходилось ли Вам проводить экскурсии для людей с инвалидностью? Приходилось ли для этого выбирать какие-то отдельные маршруты?
Полина: Приходилось, и неоднократно. Никакие коррективы в мои экскурсии вносить не приходилось. Все мои туристические маршруты в Амстердаме подходят для людей с инвалидностью.

Анастасия: Было ли такое, что после Ваших экскурсий люди писали Вам, что хотели бы переехать в Амстердам? Или переезжали, а Вы их встречали неожиданно для себя?
Полина: Конечно, после экскурсии туристы часто задают мне вопросы о том, как переехать в Нидерланды. Основные действующие на сегодняшний день способы эмиграции в Нидерланды: рабочий контракт (вы должны быть высококвалифицированным специалистом, и компания, нанимающая вас, должна показать, что не нашла во всём Евросоюзе подходящего специалиста), замужество с гражданином Нидерландов, убежище (политическое, ЛГБТ).

Анастасия: Вы живёте в Амстердаме уже очень долго. К чему в этом городе невозможно привыкнуть, сколько бы лет ты там ни прожил?
Полина: Пожалуй, к погоде. Голландская погода всегда держит в тонусе: круглый год нужно иметь под рукой одновременно зонт (а лучше — дождевик), солнцезащитные очки и крем и быть готовым попеременно утепляться/охлаждаться. В Нидерландах солнцепек сменяется дождем постоянно, часто раз в 15-20 минут. К этому невозможно привыкнуть!

Анастасия: Насколько хорошо может зарабатывать экскурсовод в Нидерландах? Или всё-таки нужна вторая работа?
Полина: На зарплату экскурсовода в Нидерландах можно жить. Конечно, пандемия подкосила весь туристический сектор. Когда у меня совершенно не было туристов, государство выплачивало мне пособие в размере прожиточного минимума, который составляет полторы тысячи евро в месяц. Сейчас, к счастью, туристы стали появляться, и в пособии больше нет необходимости.

Анастасия: Есть ли моменты, которые мешают в работе? Не хотелось ли однажды взять и всё бросить?
Полина: Сложностей в работе экскурсовода хватает. Это ведь не только работа «говорящей головой». Сталкиваться приходится с разными нюансами: и с туристами в разном настроении, и с погодными условиями (и в дождь, и в холод – будь любезен, веди экскурсию, а может, и несколько экскурсий в день). В дополнение к этому, в моей профессии нельзя расслабляться ни на минуту — постоянно нужно следить за происходящим в городе – от новых музейных выставок до графика дорожных работ, много читать и постоянно развиваться. Туристы год от года становятся всё искушённее и требовательнее. При этом мне никогда не хотелось бросить свою работу. Мне настолько нравится проводить экскурсии, что все трудности меркнут перед колоссальным удовольствием, которое я получаю от работы и общения с людьми.

Анастасия: Было ли такое, что на экскурсии Вам хамили? Было ли такое, что Вам запрещали проводить экскурсии в каких-то местах? Как Вы выходили из подобных ситуаций?
Полина: Ни с грубостью, ни с запретами на своих экскурсиях я не сталкивалась. Если допустить, что такое произойдёт, и речь будет идти о нарушении моих прав либо несправедливых ограничениях, есть способ, который в Нидерландах действует всегда — вызывать полицию.

Анастасия: Сложно ли обучить новичка работе экскурсовода? Им может стать каждый, даже человек с инвалидностью?
Полина: Зависит от того, есть ли у человека талант, предрасположенность к работе экскурсоводом. А ещё необходимо любить учиться, читать, узнавать новое. Важно иметь грамотную речь и хорошую дикцию. А также быть немного психологом: быстро понимать, какая информация интересна конкретному экскурсанту и постоянно считывать его реакцию на материал экскурсии. Ну и, конечно, важна физическая выносливость, чтобы проводить по нескольку экскурсий в день в любую погоду.

Анастасия: Есть ли у Вас любимые маршруты экскурсий? Если да, то почему Вы любите именно их?
Полина: Мой любимый маршрут, как ни странно, не связан с Амстердамом. Больше всего я люблю проводить экскурсии по голландской провинции, городу Эдаму и рыбацкой деревушке Волендаму. Это удивительно спокойные места с пасторальными пейзажами и неповторимой атмосферой. На каждой такой экскурсии я и мои туристы отдыхаем душой.

Анастасия: Почему людям стоит посетить Нидерланды, в частности, Амстердам? Что нового может открыться в этом городе?
Полина: Амстердам нужно посетить хотя бы потому, что он не похож ни на один другой город в мире. Я имею в виду не только архитектуру, знаменитые «пляшущие» домики со старинными фасадами и улицы вдоль каналов. Я скорее о воздухе свободы, наполняющем город, о сочетании повсеместной старины с атмосферой свободы и терпимости, погрузиться в которую – удовольствие.

Анастасия Абрамова
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *