Мысль о самоубийстве – великое утешение: она помогает пережить множество кошмарных ночей.
(Фридрих Ницше)

По данным Института клинической психиатрии и психологии (г. Владивосток), «самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически больных, а также хронических алкоголиков».
Казалось бы, в случае с людьми с инвалидностью избыток причин для суицида компенсируется недостатком возможностей. Однако же, говорят, статистика знает всё. Поверим. Но и, насколько это возможно, проверим. И попытаемся разобраться.

«И я предпочёл не понять»

Было бы, наверное, реально намного лучше, если бы больше людей пыталось разобраться. Но гораздо проще развешать ярлыки и что-нибудь запретить. Например, «пропаганду суицида», описание способов самоубийства или эвтаназию.
А люди всё равно умирают. И стоят вокруг них начальники, родные и прочие с раскрытыми ртами. Недоумевают. Как в кино:
— Бубликов умер.
— Почему умер? Я не давала такого распоряжения.
Да-да, многие считают, что жить можно и нужно в приказном порядке. И что о качестве жизни заботиться вовсе не обязательно. «Бог терпел – и нам велел».
Мне кажется, именно о непреодолимом разрыве между агрессивно-послушным большинством и Личностью (Субъектом) стихотворение Алины Витухновской «Не понял». В самом стихотворении не говорится прямо, был ли суицид или же несчастный случай:
Осенних зубов западня.
Арбузные корки стыда.
Трамвай, задавивший меня,
Уходит, уходит куда?
Но блистательно проиллюстрирована та самая стена непонимания и отчуждения:
Крестилася странная мать,
Как будто я чёрт и чужак.
И я предпочел не понять.
И в памяти выпал овраг.
Когда кто-то не хочет терпеть, мучиться, страдать – кто-то другой отказывается понять. Крестится, сторонится «чёрта и чужака». Логично, что это непонимание взаимно. Но потом поборники традиционных ценностей обижаются, что им испортили статистику. Их, как правило, не интересуют конкретные люди – их интересует только статистика.

Суицид или нет?

Но статистика не даст всеобъемлющей информации, а иной раз и вовсе рот разинет, как та начальница перед умершим Бубликовым. Многие попадания под трамвай/автомобиль, многие падения из окон в статистике не учитываются! Потому что так и остаётся гадать, суицид или несчастный случай.
Так не только в любимом стихотворении бывает. В жизни, увы, тоже.
Я учился в коррекционной школе. На два класса старше моего было всего четыре человека, как-то так получилось. Другие классы делились на «А» и «Б», а здесь делить некого было. Учились вчетвером. И вскоре после окончания школы в живых осталась только половина класса. Причём погибшие чуть ли не в один год девушка и молодой человек выглядели всегда крайне жизнерадостными. «Душа компании» – так говорят о таких людях. Так получилось: я истерики устраивал и писал суицидальные стихи – и всё ещё жив уже лет 15 спустя. Девушка попала под автобус или под троллейбус, молодой человек из окна полетел. Было ли это их волей – никто наверняка не скажет. Никакая статистика. А я только вспомню, как на посиделках с англичанами тот блистательный и звёздный толстячок на костылях изрёк на чистом английском, сохранив добродушно-весёлое выражение лица, что жизнь на самом-то деле ни черта не прекрасна, а просто «река дерьма».

Не поле перейти, а реку переплыть

Значит, правду говорят: жизнь пройти – не поле перейти. Аналогии с рекой более уместны. И во второй половине тинейджерского периода (16-19 лет) течение этой реки наиболее бурное. Человек выбирается из детского кокона, но ещё не обретает взрослой опоры. Отсюда – ощущение потерянности, усталость от жизни, суицидальные мысли и попытки самоубийства.
Бессмысленно отрицать, что суицид – это в подавляющем большинстве случаев ужасная ошибка. Из жизни впоследствии можно было бы ещё много чего выжать – ан нет. Поэтому предотвращение самоубийств – зачастую дело действительно благое. Кто это может сделать?
В первую очередь – друзья, родные, люди с общими интересами. Просто надо понимать и уважать друг друга.
Специалисты? В некоторых случаях – да. К человеку всегда нужен индивидуальный подход. Кто-то со своими проблемами идёт в бар, кто-то на концерт, кто-то в бордель, кто-то в церковь, а кто-то к психологу. Поэтому крайне важно, чтобы было доступно всё это.

Куда смотрят вузы? Какие вузы?

Я учился в Институте специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга. Там готовили как раз специалистов для работы с людьми с особыми потребностями. В том числе проблема суицида среди людей с инвалидностью реально решалась.
В институте учились в основном здоровые студенты, но и инвалидов принимали. И принимали очень хорошо.
В другом вузе мне сразу отказали: «Ну вы же понимаете…»
А потом мне рассказали об ИСПиП. Там было настоящее инклюзивное образование, а после выпуска институт дал мне работу.
Но потом начались проблемы. И вот уже лет десять ИСПиП попросту агонизирует. Вот что на сайте института:
Вниманию поступающих!
ПРИЕМ заявлений на обучение по программам ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (программам бакалавриата, специалитета и магистратуры) на 2021-2022 учебный год НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ.
Приглашаем на программы дополнительного профессионального образования!
Не знаю, что сейчас делать и куда поступать выпускникам школ с ДЦП. Инвалиды, инклюзивное образование, реальная профилактика самоубийств и наркомании (а не «запрет пропаганды»), вообще реальная помощь людям – всё это здесь никому не нужно. Расслабьтесь.

А ларчик просто открывался

Если не усложнять и не расписывать – вся статья могла бы свестись к одной фразе: жить должно быть интересно и комфортно. Всё. Хотите меньше суицидов – вводите меньше запретов, а деньги тратьте не на антизападную пропаганду, а на научно-технический прогресс.
Тем же инвалидам часто элементарно больно. Физически больно. И подчас не выйти никуда. Зачем нужна такая жизнь – действительно не совсем понятно. А вот если вложиться в медицину…
Кстати, число суицидов резко сократится при легализации эвтаназии – но почему-то на это идут пока далеко не все, даже прогрессивнейшие страны.

Премия Дарвина

Мне представляется нелишним напомнить, что суицид суициду рознь.
Очень много самоубийств совершается по причине так называемой несчастной любви. Вот уж где обескураживающая глупость! Если человек из-за такой ерунды ставит на себе крест – мне кажется, он заслуживает премии Дарвина, вручаемой за самую нелепую смерть. Вот прямо все сразу заслуживают коллективной премии Дарвина.
В реальной жизни от так называемой любви если не умирают, то по крайней мере портят себе и друг другу очень много крови. Одни смехотворно страдают, не достучавшись до нужного сердца, а другие отведывают все прелести семейной жизни и уже завидуют тем, кому посчастливилось не достучаться.
Прекратите чрезмерную романтизацию любви – получите сразу же падение суицидальных показателей и вообще более здоровый и чистый воздух.

Memento mori

Так называемая душевная/сердечная боль фантомна, а вот от физической боли подчас никуда не деться. Мне кажется, человек имеет полное право самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. В конце концов, даже если от любви застрелиться решил – это дурь, но его право. А уж если человек постоянно испытывает нестерпимую физическую боль или не видит в дальнейшем никаких жизненных перспектив – зачем его насильно удерживать и мучить?
Одна замужняя женщина с инвалидностью и с ребёнком как-то раз сказала мне: «Зато я не закончу свои дни в доме престарелых». Я предпочёл не продолжать спор, только про себя усмехнулся. Во-первых, кто гарантирует, что муж и ребёнок её не бросят? Во-вторых, а я что ли закончу в доме престарелых? О, это очень вряд ли! Конечно, ничего нельзя исключать совсем, но действительно оооооооочень вряд ли! Потому что суицидальный вариант я всегда в голове держал, держу и буду держать. Не сейчас, конечно, а если всё станет совсем плохо. И что, они попробуют мне запретить? Ну-ну.
И, конечно, мысль о запасном выходе помогла мне более или менее благополучно пережить многие трудные моменты. Ницше был прав!

В конечном счёте, вся жизнь – это непрерывный суицид. Куришь, пьёшь – приближаешь смерть. Не куришь и не пьёшь – тоже приближаешь смерть (грустно, например). Занимаешься спортом – приближаешь смерть (травмы). Не занимаешься спортом – приближаешь смерть (пролежни). И так далее.
Помни о смерти и сам решай, что тебе делать со своей жизнью.

Спиться, скурвиться или повеситься

Михаил Борзыкин и группа Телевизор в своей песне «Околесица» подтверждают: «Спиться, скурвиться или повеситься – тебе решать». У Телевизора же есть целый альбом «Мечта самоубийцы» (1991) с одноимённой песней:
Я совсем не устал.
Я хочу расплатиться.
Сколько сто́ит мечта,
Мечта самоубийцы?

Вообще смерть и самоубийство в частности – одна из интереснейших тем мировой литературы и искусства вообще. В современной музыке, особенно в рок-музыке, поднимается разносторонне.
Иногда – насмешливо-иронично, как у Сектора Газа в песне «Импотент»:
Я хотел утопиться в реке,
Найти покой на морском песке.
Как назло, мимо плыл водолаз –
Взял меня он и спас, … (нехороший человек).
Иногда – декларативно, как у Гражданской Обороны:
Подохнуть у порога обето́ванной земли,
Сорвать противогаз – и липким сердцем об асфальт.
У каждого из нас быть могут разные ходы,
Но цель у нас едина:
Суицид.
Пусть будет легко.
Иногда суицид как вариант и вовсе отрицается, как у Bathory викинг-металлического периода:
Им придётся убить меня,
Я отказываюсь принимать смерть от собственной руки.
Суицидальной тематике посвящены целые жанры – такие, как мой любимый депрессивно-суицидальный блэк-метал. Граф, лидер грузинской группы Psychonaut 4, рассказывает:
Чем более популярными мы становимся, тем большую ответственность я чувствую за тех слушателей, чья психика неустойчива и кто может воспринимать наши песни как призыв к определенным действиям. Артист должен быть ответственным перед своей аудиторией. Особенно перед теми, кто ещё не в состоянии определить, где заканчивается художественное произведение и начинается некий манифест. Желаю всем найти ответы на свои внутренние вопросы, а что касается негатива, то пусть они его выплескивают, слушая музыку Psychonaut 4, но не черпают негатив из неё.

По своему опыту могу сказать, что депрессив-блэк из петли реально вытаскивает, давая единственно верную поддержку и хотя бы художественный стимул к дальнейшей жизни людям с определённым мироощущением.
Если везде будут только травка зеленеть и солнышко блестеть – остановите Землю, я сойду.
Люди бывают разные, люди и должны быть разными. Позвольте всем нам самим делать выбор.

• фото: Википедия

Святослав Белковский
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *