Так сложилось, что в моей жизни была масса различных «нельзя», постоянно. Это оказывались не те самые «нельзя» в духе: «Нельзя есть бабушкины таблетки без спросу (как и со спросом, в общем-то)». Нет, мои запреты очень часто основывались на инвалидности и иногда доходили до абсурда. Помню, как одна сердобольная барышня выдала, что с такими ногами мне нельзя ходить… учитывая отсутствие коляски и телепортов (Да-да, я о них прямо мечтаю…) очень странное эмоциональное высказывание.

Помню, как в «любимой» школе мне запретили посещать резьбу по дереву и вместо этого отправили с девочками на макраме, мотивировав тем, что я могу порезаться. Обычный человек не может, конечно… Такое ощущение, что никто и не думал, что надо мной будут ржать. Или, скорее, до этого просто никому не было дела. Главное ведь снять с себя ответственность.

Запреты из страха

Много размышляя и анализируя жизненные перипетии, я пришёл к выводу, что в юности видел ситуацию очень однобоко. Нет, со школой маразм полный, особенно при том, что в последних классах-таки разрешили заниматься как всем. Но вот в других ситуациях не всё было так однозначно. Когда нам что-то запрещают по состоянию здоровья – это очень часто формулируется как забота о том самом здоровье или же страх за нашу жизнь. Но на самом деле, чаще всего подобный страх маскирует другой – страх ответственности. Человеку неудобно признаться себе, что он боится ответственности, а вот чувствовать себя заботливым — это как раз очень удобно и льстит эго.

Однако если говорить о различных организациях, то их начальство тоже можно понять: руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье посетителя. Всегда. Даже в магазине мягких игрушек (мало ли изодрав синтепонового зайку, кто-то попробует вдохнуть набивку? Сарказм, конечно же). И боятся в наше время, как правило, не только юридических последствий, и не их в первую очередь.

Я дал расписку: «Сам себе хозяин!»

Мы живём в мире, пронизанном информационной сетью. Нет, я не про эзотерику с ноосферой, а про то, что сейчас на одном конце глобуса чихнули – с другого через минуту здоровья пожелали. Информация распространяется с огромной скоростью, и утаить что-то практически невозможно.
Подобное направление развития общества вывело на первый план понятие репутационных потерь. На примере игровых компаний я часто вижу, как люди готовы что-то делать себе в убыток, занижать цены и прочее, лишь бы создать или укрепить положительную репутацию перед конечным потребителем их услуг.

Именно репутационных потерь владельцы организаций сейчас боятся больше всего, потому что в любом секторе, в любой сфере услуг, в любой области, где присутствует понятие «потребитель» в том или ином виде, действует жёсткая конкуренция, и чем тяжелее в экономическом плане времена, тем эта конкуренция выше.

У организатора, владельца, директора, да даже частного специалиста работает суровый математический расчёт: «Если я не допущу инвалида, с ним ничего не случится – ну, поорут насчёт нарушения прав, ну, неприятно. А вот если допущу, и он покалечиться ещё больше или пострадает иным способом – об этом орать будут громко, и репутацию компании или частного лица такая ситуация запросто может похоронить». Потому выгоднее не связываться.

Кроме того, юридически инвалиды у нас всегда относятся к социально незащищённым слоям населения, а в случае трагедии там ещё и заведомо беспомощное состояние как отягчающее будет практически всегда, и связываться с этим, действительно, никто не хочет. Да, конечно, на другой чаше весов удобный пиар: ну, например, в экстремальном спорте: «А мы вот в него поверили, а он теперь параолимпийский чемпион, а мы вот тут тоже молодцы! Приходите к нам»». Почему же выбирают отказывать? Потому что риски репутационных потерь слишком велики, а достижение человека с ОВЗ неких вершин с помощью организации даст кратковременный эффект, это просто не выгодно в глобальной перспективе.

И что ж, ничего не сделаешь?

Мне кажется, на данном этапе развития у нас инклюзивного общества все подобные ситуации должны решаться на уровне диалога двух людей. Пока что к другому социум не готов.

А когда же будет готов? Я думаю, для этого нужно два момента: первый – достаточная масса успешных инвалидов, реализовавшихся в разных сферах, второе – впитывание данного факта в менталитет. Успешный инвалид должен стать социальной нормой, а у нас до сих пор из браков инвалидов со здоровыми сенсации делают…

А до этого времени всё придётся решать на уровне диалога двух людей. Хочется ободрить читателей: чем тяжелее времена – тем жёстче конкуренция. Чем жёстче конкуренция – тем больше заинтересованность в любых клиентах, поэтому если вас послали в какой-то организации – не хороните мечту, идите к конкурентам, велик шанс, что примут.

Александр Меркушев
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *