8 октября в клубе ACTION праздновали пятилетие Литературной Гостиной. Каждый вторник поэты и музыканты, резиденты и гости Литгостиной собираются в легендарном модном клубе «Грибоедов», чтобы выступить и послушать друг друга. И это определённо один из лучших образцов современной петербургской поэзии.
Мы поздравляем Литературную Гостиную и желаем ей долгих лет, новых высот и просто всего наилучшего.

Барная поэзия

Лет десять назад поэзия начала свой триумфальный поход по питерским кафе и барам. 5 лет назад была основана Литературная Гостиная. Прошло ещё некоторое время, и она стала тем, что мы знаем и любим сегодня.

Литературная Гостиная ширится и растёт вместе с петербургской поэзией в целом. Теперь это (питерская поэзия) – большой выбор, разнообразие, целый мир локальных слэмов и больших поэтических конкурсов, поэтических сообществ разного уровня и с различной эстетикой.

Ещё раз о доступной среде

Я всегда видел в поэтической среде людей разных. Для иного автора поэзия – это одновременно и болезнь, и лекарство. Есть люди, для которых предпочтительнее библиотечный формат: в барах задыхаются. Есть сцена как способ борьбы с собственной неуверенностью, с аутизмом или ещё с чем-то. Есть сцена как единственный и неповторимый смысл жизни.
Я учился в коррекционной школе, многие дети были талантливы. Нам помогали развивать наши таланты, были разные конкурсы и мероприятия, был какой-то кружок даже литературный.
Но всё-таки намного больше среди моих сверстников тех, кто пошёл в паралимпийский спорт.
Человека на инвалидной коляске на сцене я встречал вообще только один раз, и это был не кто-то местный, а звёздная гостья из Севастополя Ли Гевара.
Питерские бары и клубы – это, как правило, не про доступную среду для колясочников. Но не спешите ругаться! Просто предложения нет там, где нет спроса.
Известны случаи: активисты на инвалидных колясках исследуют на предмет доступной среды театры и музеи. Клубы и бары, вероятно, просто им неинтересны. Клубы и бары работают для своих посетителей, всё логично и честно.
Вместе с тем вспоминается девушка на инвалидной коляске на поэтических вечерах Лёхи Никонова и на концертах ПТВП в доступном, но ныне несуществующем «Зале Ожидания». Или молодой человечек с тростью на концертах уже давно умершего Чёрного Лукича в «Камчатке».
Возможно, эти люди одиноки в своей любви к музыке и поэзии. Спрос на доступную среду в этих сферах минимален.
У ходячего автора статьи своя доступная среда. Кривоватые ступеньки у входа в «Грибоедов» проблемой не являются, на высокую сцену самому не взобраться – но и это не проблема: уже автоматизированным действием помогают. «Грибоедов» и «Литгостиная» – любимые места социализации: прекрасная атмосфера, отличные бармены, отличные люди вокруг вообще.
Кроме того, для автора статьи фактором доступной среды часто бывает то, нравится ли заведение людям, которые помогают тебе добраться или пришли составить тебе компанию. И в этом плане «Грибоедов» заслуживает высшего балла.

Поэзия против принудительной инклюзии

Несколько недель назад наткнулся на флешмоб в соцсетях. Текст флешмоба:
Хочется озвучить следующее: когда ребёнка с аутизмом не берут в школьную поездку, ребёнка с синдромом Дауна выгнали из танцевального класса, а ребёнку с ДЦП не место на детской площадке, потому что он не умеет бегать, как все дети, и не успевает за остальными, я чувствую потребность написать об этом. Есть такие мальчики и девочки, которых никто не приглашает на дни рождения. Есть дети, которые хотят быть в команде, но их никто не берёт, потому что важнее победить, нежели дать таким детям возможность участвовать. Дети с особыми потребностями не редкие и не странные, они лишь хотят того же самого, что и другие: чтобы их приняли!
И знаете, что больше всего возмутило? Спекуляция вот на этом: «Есть дети, которые хотят быть в команде, но их никто не берёт, потому что важнее победить, нежели дать таким детям возможность участвовать». Что за глупость! В любой игре важнее всего именно победить, да, а что в этом плохого? И когда в раннем детстве я играл в футбол со здоровыми детьми, то быстро понял, что мне это неинтересно: либо я неконкурентоспособен, либо мне поддаются – а это уже чёрт знает что, а не футбол.
Потом я играл в футбол в своей коррекционной школе, местами это было увлекательнее – но и там возможности были отнюдь не равны.
В итоге некоторые мои школьные друзья пошли именно в спорт. Паралимпийский, конечно. У людей есть дело в жизни – и это прекрасно. Но здесь сообщество инвалидов варится, так сказать, в собственном соку.
А есть, например, поэзия, где ты можешь конкурировать на равных, потому что ДЦП на необходимые навыки не влияет никак. И единственная проблема – это то, что не получается присутствовать на каких-то мероприятиях. Но можно ведь начать с сетевых конкурсов!
Очень жаль, что сейчас по всему миру вошла в моду принудительная инклюзия – а где-то уже и специально подсчитывать начинают, сколько в каком коллективе должно быть представителей той или иной расы, того или иного гендера и т.д.
Ребёнку на инвалидной коляске лучше бы побыстрее объяснили, что в баскетбол со сверстниками ему не надо – зато он или она может научиться играть на ударных и стать барабанщиком крутой рок-группы.
А такие флешмобы бьют и по спорту, и по самореализации инвалидов, и по взаимоотношениям в обществе. Как говорится, благими намерениями…

Книги, книги, книги…

Однако вернёмся к Литературной Гостиной и её пятилетию.
Я готовился делать репортаж, но пришёл ковид. Это ещё раз к вопросу о том, в какое интересное время мы живём: хотя бы временные ограничения могут быть наложены на кого угодно.
Я готовился к шикарному вечеру с выступлениями беспрецедентного количество любимых авторов, включая Massy Air и Твою Бывшую, которых давненько не доводилось лицезреть «вживую».
В конце концов, я готовился приобрести книги.
Но – ковид.
И всё равно мне есть о чём вам рассказать.
Во-первых, к пятилетию Литературной Гостиной был выпущен сборник стихов её резидентов. И теперь я очень жду конца карантина в надежде эту книгу заполучить. А также с априорным знанием: Литературная Гостиная – это знак качества.

Чуть раньше, 2 октября, свой персональный сборник презентовала резидент Литературной Гостиной Катерина Невское-Облако. И это история о том, что есть в клубной жизни Петербурга вещи поважнее доступной среды. Цитирую:

Концерт был запланирован в баре под названием «PRAVDA7» по адресу: улица Правды, дом 7 (оригинально, да?), условия обсуждались с помощником арт-директора и были согласованы больше, чем за МЕСЯЦ до мероприятия.
Реклама запущена, артисты готовятся, ничего беды не предвещает, и вот вчера, ЗА ТРИ ДНЯ ДО КОНЦЕРТА, нам сообщают, что ПРАВДА7 что-то не поделила с артом и отменила ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, либо пусть они проходят, но на условиях того, что вход = депозит 500 рублей или «НАМ ЭТО БОЛЬШЕ НЕ ВЫГОДНО».
Текст на самом деле длиннее, но, думаю, вы уже поняли. Бар ставит артиста в крайне затруднительное положение. В итоге Катерина нашла новое место проведения своего мероприятия.
А вы говорите, где-то пандусов нет! У кого-то не то что пандусов – совести нет! Кто-то артистов обманывает.

Нельзя пораньше!

Обычный вторничный вечер в Литературной Гостиной длится очень долго, обычно за полночь. Кульминация – выступления резидентов. Это сильнейшие авторы, различные по стилю и по подаче. Открывает и закрывает вечер свободный микрофон. Многие авторы приходят в «Грибоедов» почитать свои стихи. Новичкам приходится ждать своей очереди.
Программа очень разумная: зритель имеет возможность насладиться качественными выступлениями, а потом при желании полюбопытствовать, что там за коты в мешке. А бывают и на свободном микрофоне шедевральные выступления. Приезжают люди из других городов. Так, летом мне посчастливилось увидеть и услышать Софью Беседину из Москвы, а это шикарный автор.
Некоторые новички нервничают и торопятся, хотят всё и сразу. Нет, господа, нельзя пораньше! Традиционная фраза хозяина Литгостиной, постоянного ведущего, поэта и музыканта Артура Конькова стала уже своего рода мемом.

8 октября в «Экшне» свободного микрофона не было. Было больше резидентов, больше золотой классики, больше кайфа, больше собственно Литературной Гостиной. Я очень благодарен девушке Екатерине за предоставленные видео, благодаря которым что-то успел посмотреть почти сразу. Например, великолепное выступление Дмитрия Атаулина, читавшего стихотворение о рэпе прямо на танцполе. Ближе к народу, как говорится.
Возможно, к моменту выхода этой статьи будет уже большое видео (или много видео) от Романа Индреко. А пока есть фото. Огненные Ася Стихия и Massy Air, музыкальные гости, классическая Катерина Невское-Облако в красном платье, поджигатель заводов Николай Киселёв, прекрасная Трикс из дружественного «Зерна Поэзии», очаровательная Твоя Бывшая в тёмных очках, грандиозный мастер перформанса Глеб Дружинин, роскошная Алёна Ценина…

Надеюсь, закончится карантин – и я когда-нибудь снова всех увижу.
А вы помните:
1. Иногда выходить из комнаты надо, а поэзия – прекраснейший повод.
2. Барная поэзия – обычно это про свободу слова, не забывайте про 18+ (не у всех авторов, авторы есть разные) и на всякий случай будьте готовы ко всему. Если вам что-то не по душе – питерская сцена предоставляет самый широкий выбор.
3. Нельзя пораньше!

P.S. Фото с выступления Алёны Цениной любезно предоставлено Асей Галган (vk.com/preumnojaya_svet). Спасибо!

• фото: https://vk.com/poetrymic

Святослав Белковский
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *