Одежда – это что-то такое, что условно здоровый человек воспринимает как атрибут повседневности. У такого человека при покупке одежды могут возникнуть проблемы только из-за высокой цены или из-за отсутствия необходимого размера. Но вот с инвалидами не всё так просто. Хотя, конечно, у тех инвалидов, у которых, к примеру, проблемы с кожей, со зрением, у людей с лёгкой формой ДЦП и с другими заболеваниями, у которых нет проблем с нарушениями антропометрии, тоже стоит только вопрос высокой цены или психологические барьеры, которые могут помочь разрушить друзья. Но вот если человек имеет определённые проблемы с антропометрией — разная длина конечностей, гиперкинезы, повышенный или пониженный тонус, проблемы с координацией — тогда встаёт вопрос: как таким людям одеваться? Нет, не модно, а стильно? И выработать свой индивидуальный стиль? При этом, чтобы одеться и раздеться он мог бы без посторонней помощи. Кто шьёт такую одежду для людей с инвалидностью в России? Может ли её позволить себе каждый инвалид? И насколько инвалид может выработать свой стиль с помощью таких брендов и стать стильным? Вот на эти вопросы я попробую дать ответы.

Ранее в статье про адаптивную одежду для инвалидов я затрагивала вопросы удобства одежды. А в сегодняшней статье я хочу затронуть вопросы стиля. Насколько важно человеку с инвалидностью выделяться из толпы? Ответ на этот вопрос каждый инвалид даст сам. Кто-то скажет: не смотрите на меня, я ущербен. Второй вариант – смотрите и думайте, что хотите — мне плевать на ваше мнение. При этом инвалид в обоих случаях может быть одет по-разному – стильно или неопрятно. Хотя понятия стиля и моды очень расплывчаты, мода постоянно меняется, какие-то тренды уходят, какие-то приходят, а какие-то возвращаются. И постоянно следовать моде – значит, не иметь чувства собственного стиля и самовыражения. Да и потом, зачем тратить баснословные суммы на какую-то брендовую вещь, без учёта её функциональности, если можно приобрести примерно такую же, но за гораздо меньшую сумму и при этом всё равно выглядеть стильно? И нет, я не говорю сейчас об одежде из секонд-хендов — я говорю об обычных магазинах и брендовых вещах. Тратить сто пятьдесят тысяч или пятнадцать тысяч на одно платье – согласитесь, разница огромная.

Но всё это имеет значение, если есть деньги, которые ты готов потратить на одежду. Но вот как быть инвалидам, у которых есть серьёзные проблемы с антропометрическими данными? Готовая вещь, сколько бы она ни стоила, может подойти не всем, и в плане функциональности, и в плане стиля. Первый выход из данной ситуации –купить понравившуюся вещь и пойти с ней в ателье. Но здесь встаёт следующий вопрос: а есть ли ателье с доступной средой для инвалидов? Да и готовы ли будут в любом ателье перешивать вещи по специфическим параметрам? А если да, то сколько это будет стоить? Не превратится ли в таком случае обычная вещь в брендовую в плане цены? А ребёнок-инвалид, как и любой ребёнок, растёт, и расходы на одежду будут только возрастать по мере взросления. А есть ли у инвалидов или их родителей или опекунов такие деньги? Скорее всего, нет.


В статье «Адаптивная одежда для инвалидов» я уже упоминала про специальные заклёпки, магнитные застёжки, разъёмные молнии, липучки. Но тогда я делала упор на удобство, на возможность для инвалида одеться и раздеться самостоятельно. Здесь же я хочу поговорить о такой одежде не только как об удобной, но и как о стильной. Ведь те, кто её создавал, думали как об удобстве, так и о красоте одежды. Ведь красивая одежда положительно влияет на психику человека, особенно инвалида, как бы упорно он этого ни отрицал. Итак, кто же в России создаёт такую одежду?

Первая, о ком я хотела бы сказать – Наталья Малько. С чего всё началось для неё? У неё есть дочь с диагнозом ДЦП, которая не может из-за нарушений мелкой моторики застёгивать и расстёгивать пуговицы и завязывать шнурки. Для того, чтобы одеться, девочке всегда была нужна помощь мамы. И вот Наталья увидела выступление американского дизайнера Минди Шайер. Она создала для своего ребёнка с особенностями развития джинсы, которые тот смог сам расстёгивать и застёгивать в школьном туалете. В лекции дизайнера был упомянут её коллега Томми Хилфигер, у которого трое детей с аутизмом. Он тоже делает адаптивную одежду, наравне с основной. И Наталья решила, что она ничем не хуже американцев и тоже сможет создавать одежду для своей дочери и всех детей, которые не могут самостоятельно одеться.

Её бренд одежды называется «Be Easy Kid». Пуговицы на одежде заменены липучками и магнитами, расстёгиваются боковые швы на футболках и брюках. Можно даже снять протез с ноги, не вылезая из брюк. Подобную одежду может надеть и снять ребёнок с нарушением моторики. Также Наталья провела исследование рынка. хотя первая партия одежды у неё не пошла по одной простой причине : дизайнер посчитала, что все дети с ДЦП худенькие, как и её дочка. Впрочем, и сейчас у неё не так уж много заказов, и существует она за счёт гранта «Навстречу переменам». Но по отзывам родителей, которые пользуются этим брендом, одежда нравится детям, выглядит стильно и является удобной. На самом деле, Наталья Малько — очень интересный человек.

Расскажу ещё об одном человеке, который делает адаптивную и модную одежду для инвалидов. Точнее сказать, для себя. Участница шоу «Голос» Нина Веденина-Меерсон уже семь лет прикована к инвалидной коляске. Она прекрасно выглядит, хорошо одевается. Свои вещи она покупает в обычных магазинах, а потом перешивает их в ателье. Этот путь из-за его дороговизны доступен далеко не всем. Но это пример того, что и инвалиду вполне доступно одеваться модно и стильно.

Как это происходит во всём мире?

И всё-таки было бы лучше, если бы люди с инвалидностью имели возможность прийти в любой магазин и найти там подходящую одежду, — считает консультант по созданию адаптивной одежды, сооснователь проекта Bezgraniz Couture Янина Урусова. «В Германии, Канаде и США её уже производят небольшими партиями, и её можно купить в интернет-магазинах, — продолжает она. — С 2014 года тренд подхватили и крупные марки, выпуская отдельные предметы и целые коллекции одежды. Из мировых брендов модную адаптивную одежду выпускают Tommy Hilfiger, Nike, M&S, Asos, IzAdaptive». С точки зрения модной индустрии, это перспективный рынок с огромным спросом, но ограниченным предложением. По официальной статистике, в каждой четвертой российской семье есть люди с инвалидностью. Всего же в стране более 12 миллионов инвалидов. Каждый человек может попасть в аварию и оказаться в инвалидной коляске, но это вовсе не значит, что после этого он утратит желание одеваться модно. «Физическое состояние человека, например, необходимость пользоваться инвалидной коляской, в жизни не должно ничего менять, кроме способа передвижения в пространстве», — уверена Янина Урусова.

Ещё один уникальный проект существует в Казани. Далия Гайнанова открыла специальное ателье для детей-инвалидов. А началось всё с подборки одежды для сына, у которого ДЦП. Здесь работает индивидуальная программа пошива для каждого ребёнка — ведь нарушения у инвалидов разные. Ярким примером является одежда с нашитыми стразами в виде шрифта Брайля, что делает такую одежду и функциональной, и модной одновременно. Одежда, выпускаемая в этом ателье, востребована в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Литве и на Украине. Далия занимается этим уже пять лет.

Два дизайнера, готовые выпускать в массовую продажу модную одежду для инвалидов, работают в Новосибирске. Они сходятся в одном: люди с инвалидностью имеют право быть красивыми! Алена Русакова работает в сфере моды уже более двадцати лет, но адаптивной модной одеждой начала заниматься недавно. Её коллега, Надежда Быкова, начала проектировать такую одежду после показа в Томске, где тогда существовало единственное в России модельное агентство для инвалидов. После показа она пришла к выводу, что именно дизайнерской одежды для инвалидов нет, и решила запустить свою линейку.

Итак, в России есть люди, которые могут помочь инвалиду стать более стильным, помочь самовыразиться. Всё это, конечно, хорошо, но остро стоит вопрос цены. И я даже не про ткань, а про те необходимые элементы, которые делают вещь более удобной – липучки, магниты, разъёмные молнии. Всё это стоит довольно-таки дорого. Плюс такая одежда сложна тем, что её трудно стирать в обычной стиральной машине. Да и давайте прямо: инвалидов с проблемами антропометрии меньше, чем тех, у кого такой проблемы нет. А это значит, что поставить на поток такие вещи невозможно, тем более, что шьются они по индивидуальным меркам. Хотя такая одежда может помочь и человеку, который не является инвалидом, а получил травму и временно выпал из обычной жизни. Также это актуально и для людей старшего поколения. Возможно, это является поводом для массового производства, но как убедить в этом предпринимателей, у которых нет личной заинтересованности? Пройдёт много времени, прежде чем рынок адаптивной стильной одежды найдёт свою нишу в России. Но даже сейчас мимо вас может пройти человек в подобной одежде, и вы даже не заметите, что этот человек имеет какие-то ограничения по здоровью, а одежда отличается от обычной.

Абрамова Анастасия
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *