Когда я собирался идти на этот концерт и, наверное, даже когда уже шёл на него, я ещё не думал, что буду писать о нём статью. Зря не думал.

Искусство и жизнь

Искусство – неотъемлемая часть жизни. Искусство не только украшает. Оно помогает понять, кто мы в этом мире. Кто мы со всеми своими болячками и проблемами, со всеми локальными успехами и очередными неудачами. И как с этим осознанием жить дальше.
В этом плане многогранная творческая деятельность Саши Нефертити может быть полезна очень и очень многим, в чём я снова убедился.
Но обо всём по порядку.

Недревняя царица

Даже для первого заочного знакомства с Сашей стандартной характеристики «художник и поэт» будет вряд ли достаточно. Хотя лично у меня, не умеющего рисовать, уже сам факт такой творческой универсальности вызывает особое уважение. Всё охватить не получится, поэтому просто: стихи и тексты песен, иллюстрации к стихам, портреты поэтов и музыкантов, участие в организации различных (в т.ч. статусных) мероприятий – это всё Нефертити Александра, недревняя царица петербургской поэзии.
А ещё Саша – это и её дружная семья, и друзья-товарищи по литературным сообществам и проектам — от Dark Romantic Club до «Поэзии – Экологии Души».
А ещё… Не знаю, говорить ли, что добро и свет: эти термины в искусстве уже давным-давно опошлены и узурпированы теми, кто ни в чём не разбирается и ничего действительно красивого не создаёт, а только заявляет: «Фу, у тебя мат (ой, ты орёшь) – это не творчество (не поэзия)».
Саша ничего не заявляет, с уважением относится к людям вообще и к коллегам по сцене в частности. И создаёт нечто, пожалуй, всё-таки по-настоящему светлое и доброе, не наносное, очень красивое — о любви и верности, о сказочном и реальном.

Ура, локдаун закончился!

Концерт был приурочен к Сашиному Дню рождения, но состоялся только через 8 дней после него. Об этом было известно заранее. Первая неделя декабря была «посвящена» локдауну, который, к счастью, не был продлён и не нарушил наши планы на вечер 14 ноября.

Недоступное доступно!

Если пару лет назад творческий вечер Саши в День её рождения проходил в кафе, то на сей раз – уже в лофте. Это, наверное, выход на новый уровень, сейчас всё было технически масштабнее, о чём немного ниже.
С другой стороны, здесь уместным будет поднять наш любимый вопрос о доступной среде. Лофт – на втором этаже. Лифта нет. Соответственно, доступной среды тоже нет!
Но!
Среди зрителей я вижу гостящую в Петербурге нашу старую добрую знакомую Ли Гевару. Меня всегда поражало: для человека на инвалидной коляске отсутствие доступной среды, кажется, вообще не является проблемой! По всей видимости, в каждом конкретном случае дело не в инвалидности, а в самом человеке. И казавшееся пошлым штампом выражение «Невозможное возможно» уже представляется правдой жизни. И недоступное доступно.

Песок, поэзия и музыка

Это был не просто вечер поэзии. Это была не только поэзия.


Сашина старшая дочь Лада играла на флейте, Ольга Василевская – на скрипке.
В лофте – большой экран, на нём сменяют друг друга интересные изображения. Это сама Нефертити одновременно с чтением стихов творит ещё одну магию посредством песка.
Вы знаете, что такое песочная анимация? Если нет – цитирую Википедию:
«Песочная мультипликация, песочная анимация, сыпучая анимация (англ. Sand animation, Powder animation) — направление изобразительного искусства, а также технология создания мультипликационных сюжетов. Метод позволяет делать не только мультипликационные фильмы, но и шоу-номера для «живого» зрительного зала.
Изображение, полученное путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности, обладает высокой драматической выразительностью даже при минимуме деталей, допускает быстрое воспроизведение и легко трансформируется. При этом художник, имеющий большой арсенал приёмов и привычный к работе с песком, способен добиться самых разных эффектов (подчас недоступных другим видам графики) и тщательно детализировать работу.
На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Таким образом, нет особой технической разницы в создании мультипликационного фильма и шоу-выступления для живого зала. В последнем случае происходит онлайн трансляция для зрителей на большой экран.
Интерактивные песочные перформансы, как правило, сопровождаются музыкой, имеют связный сюжет и характеризуются преобразованием, трансформацией одного изображения в другое. Немногочисленные специалисты данного направления единодушно отмечают, что художнику, который выступает для зрителей «вживую», необходима предельная концентрация, точность каждого движения, высокая скорость исполнения рисунков».

А теперь представьте, какая эта магическая красота ещё и в сочетании с хорошей поэзией!

О невозможностях

Одно из стихотворений, прочитанных в этот вечер, посвящено умершему другу-музыканту. Предваряя чтение, Нефертити рассказала о том, что эта смерть стала для неё большой невозможностью. Невозможностью сходить, наконец, на его сольное выступление, сказать друг другу какие-то добрые слова и т.д. Очень тронул рассказ: на каком-то совместном мероприятии этот музыкант играл перед банкетом, это было изумительно красивая музыка – но бо́льшая часть аудитории поспешила туда, где уже накрывали стол. А Саше было очень обидно, что такое волшебство остаётся без внимания.
И это уже тоже невозможность. Невозможность исправить.
А что такое инвалидность? Это как раз-таки совокупность невозможностей. И когда вы печалитесь об этих невозможностях – просто вспомните, что они всё-таки не самые критичные.

Про Машу

Интересно, что на неделе я писал статью про усыновление детей.
У Нефертити есть стихотворение как раз на тему. Называется «Про Машу». 14 ноября оно читалось.
Мама-четыре к себе прививает Машу –
Маша не прививается, хоть отрежь!
Маша из стихотворения – проблемный ребёнок. Дети-инвалиды – тоже проблемные. Есть ли у нас в стране вообще не проблемные дети? И если допустить, что есть, – много ли их?
Почему Маша не прививается – я после исследования проблемы усыновления как такового, кажется, догадываюсь. Нет условий для привития Маши, по всей видимости. И не в какой-то конкретной семье, а вообще здесь.
К финалу стихотворение пробирает до слёз:
«Делай добро!» – не сработала аксиома!
Да, это лишь стихи, только правда в чём:
Маша живёт от меня за четыре дома.
Мне ежедневно стыдно, что не в моём…
В основе стихотворения – реальная история. Автор – не только поэт и художник, но и многодетная мать, детям которой с родителями очень повезло, потому что у этих детей есть всё и даже больше.
Почему всегда так получается, что стыдно, наверное, только тем, кто и так делает всё возможное для того, чтобы наш мир стал лучше? Вопрос риторический.

• фото: https://vk.com/sasha_nefertiti

Святослав Белковский
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *