Идея этой статьи давно витала в воздухе, поскольку опыт общения с волонтёрами у меня богатый, особенно на абсурдную дичь. Надо сказать, что сейчас я не пользуюсь услугами волонтёров и до нужных мне объектов стараюсь добираться самостоятельно. Как оказалось, сотрудники многих организаций вполне готовы встретить инвалида с такси, а после посещения — помочь загрузиться обратно.

В этой статье я просто опишу несколько ситуаций из разряда «смех сквозь слезы», пожалуй, даже комментарии будут излишними. В предисловии, однако, скажу об одной неприятной истине, которую для себя вывел: «Волонтёрами чаще всего становятся люди, которые таким образом пытаются решить свои психологические проблемы, а вовсе не помочь другим». То есть помощь другим – это благовидная ширма для того, чтобы почувствовать свою власть или реализовать материнский инстинкт, который естественным образом применить не вышло.

Первое знакомство с миром бескорыстной помощи оказалось забавным: девушка от какой-то организации позвонила и начала разговаривать со мной как с полным идиотом. Просто приведу диалог:

— Привет, ты Саша? А я Оля, твой волонтёр. Давай я приеду, и мы познакомимся и ДАЖЕ поиграем в машинки?

— Оля? Польщён знакомством. Я предпочёл бы обсудить картины Босха или апокалипсические гравюры Дюрера, поэзию Бодлера или киноленты Паркера, но, если вам ближе машинки, – как я могу отказать даме?

Трубку повесила, больше, к счастью, не беспокоила.

Кино

В следующий раз девушка сопровождала меня на «Первому игроку приготовиться» — будучи геймером с большим стажем, я не мог пропустить кино с таким количеством отсылок к игровым сериям. Девушка сначала сама опоздала, а после, уже в самом кинотеатре, взяв билеты, сообразила, что фильм мог уже начаться, и рванула с место так, будто у неё коробка передач глюкнула. После естественных последствий она ещё и возмущалась, что я прилёг на пыльный пол. Предупреждать надо о внезапно проснувшемся рвении.

Тренировки

Долгое время я не мог найти сопровождающего на тренировки в стрелковый клуб. Сперва я расскажу о двух очаровательных Ленах, которые вызвались совершить доброе дело, доставив несчастного инвалида на тренировку с оружием. В их представлении оно, видимо, выглядело именно так драматично.

Первая опоздала и с порога огорошила меня вопросом: «А ты с какого интерната?» Нет, ну, я понимаю, что она раньше к детям в интернаты ездила, но всё же это не лучший способ начать знакомство. По пути у неё пиликал телефон, ну, да ладно – её дело. Хотя зачем нужны звуковые оповещения на телефоне, который ты не выпускаешь из рук – загадка, видимо, выключать не умеет. И сидела б дальше в своём мобильнике… но нет – ведь по прибытии на место посчитали нужным обозвать таксиста хапугой, который обдирает инвалида! При том, что такси заказывал я, расплачиваюсь тоже я, цена меня вполне устраивает. Какого ж хрена?

На месте на вежливое предложение инструктора сфоткаться с оружием для Инстаграм девушка посчитала нормальным выдать: «Вот ещё, фоткаться в таком гадюшнике». То есть вот пофиг, что у меня дружба с этим заведением, что это не культурно… да пофиг! Кофе мне спокойно тоже попить не дали: я, мол, и так время трачу, а ты ещё кофе гонять собрался? И опять же — пофиг, что от усталости при ходьбе у меня горло пересохло и что выпить кружку кофе займёт всего несколько минут, — это также никого не волновало. Ножи мне подавали весьма неохотно, а на обратном пути я вежливо попросил взять меня под руку по-другому. Она заявила, что не расслышала, и я повторил просьбу громче, учитывая, что в целом стоя говорить мне трудно – диафрагма поджимается. На это мне тут же сказали, что я очень злой человек и кричу на неё, несчастную, а ей так тяжело меня таскать… руку дать – это у нас теперь «таскать» называется.

Впрочем, её тёзка, сопроводившая меня в следующий раз, отличилась куда сильнее. Она мало того, что доставала меня всю дорогу самыми нелепыми вопросами, так ещё и в тире вела себя просто возмутительно! Каждый мой промах сопровождался дразнилкой в духе «мазила»! В какой-то момент едва удержался, чтобы не ляпнуть: «По тебе не промахнусь!..». Пока я попивал кофе, эта особа рассматривала полицейскую фуражку и наручники, живо интересуясь у инструктора, есть ли у них плёточка… А то ей, видите ли, БДСМ нравится… Кофейком я, конечно, подавился. Я всё понимаю, и не ханжа, но думать же надо, где и как ты шутишь. На прощание барышня трогательно вручила мне испечённый своими руками кексик, который, конечно же, отправился прямиком в мусорное ведро. С другом смеялись тогда:

— Боишься, что конский возбудитель подмешала?

— С такими мозгами может и цианистый калий, жрать я это явно не буду…

Потом она ещё пару раз звонила с предложением снова помочь, но я, конечно, отказался.

Причиной этих ужасных случаев я считаю — полное отсутствие контроля. У нас куча фондов, где нужны добровольцы в качестве бесплатной рабочей силы. Абсолютно адекватный человек, у которого есть в жизни сферы реализации, вряд ли сможет выделить на помощь незнакомым людям даже день в неделю, и не потому, что он плохой или бездушный, а потому, что у него банально времени на это нет: он либо с семьёй живёт, либо вкалывает так, что в выходные отоспаться бы. А в волонтёры идут именно люди, которые не могут реализоваться где-то ещё, и чаще всего ими движет желание самоутвердиться за счёт тех, кто от них зависит. Конечно, бывают и исключения.

Положительный опыт

Чтобы уж совсем не сгущать краски, расскажу и о положительном опыте: волонтёр Миша несколько лет возил меня на тренировки каждую неделю, помогал добраться до храма и стал мне настоящим другом. Он никогда не откалывал номеров и понимал, где и что можно говорить, как себя вести. Позже он нашёл свою половину и не смог больше помогать, но мы до сих пор тепло общаемся и дружим.

Как вывод, можно сказать, что достойные, адекватные волонтёры есть, но найти их непросто. Было бы здорово, если бы волонтёрские организации думали о компетентности своих сотрудников и оказываемых ими услуг.

Александр Меркушев
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *