Несмотря на ограниченную мобильность, мы тоже любим путешествовать, у нас даже есть отдельная рубрика «Туризм». А иногда отправляться в путь просто необходимо – например, на операцию в другой город или даже за границу.
А что такое дорога для поэта? Теперь есть сборник, исчерпывающе отвечающий на этот вопрос.
Дорогу воспеванию дорог!
В предисловии Сергей Адамский, составитель сборника «Дорога. Движение. Путь.» рассказывает о непростом пути, пройденном книгой от возникновения идеи до выхода в свет. Пандемия COVID-19 воспрепятствовала не только путешествиям — она также затруднила работу над сборником путевой поэзии.
В итоге прошло около полутора лет от зарождения замысла до приглашения авторов.
Да, места на страницах книги не покупались, не продавались и не раздавались всем желающим. Сергей Адамский сам собирал сильных и ярких авторов, благодаря чему мы теперь можем читать по-настоящему качественную книгу, заслуживающую всяческого внимания и освещения.
48 авторов из 11 городов, из различных творческих проектов и объединений приглашают нас в увлекательный путь по страницам книги. Прекрасная обложка уже пообещала нам новые повороты, предисловие предельно прояснило концепцию. Что ж, вперёд!
В тамбуре не курят
Но в первую очередь хотелось бы обратиться ко всем, кто читает эту статью, с вопросом: если бы вы прямо сейчас писали стихотворение о дороге, движении, пути – о чём конкретно это было бы?
Мы с вами на этот раз сделаем некоторое количество остановок. Останавливаться на каждой из 120 страниц не позволяет формат статьи.
Итак, для многих поэтов дорога, движение, путь – это поезда и самолёты.
«Поезд» Екатерины Годвер – Сапсан. А раньше плацкарты были! Казалось бы, прогресс – но всё не так, как надо бы. Проводник сравнивается с Сусаниным, в клозете пахнет Сартром. В тамбуре не курят – а автору хочется. В общем, всё настолько плохо, что возникает смелый порыв «задиссить бога».
Легендарный чемодан
Лирический герой Бориса Чечельницкого – чемодан. Чемодан – путешественник и географ, объездивший за долгие годы много-много интересных мест. Он «собирает слова в подкорке» и «страшно красиво врёт».
Эшелон моих мыслей шальных
Сергей Смольянинов сравнивает написание стихов с разгрузкой вагонов. Автор обращает внимание на эшелон мыслей, прибывающий к месту назначения в полночь. Шумовое сопровождение – лязг и грохот. Результат – вагон и маленькая тележка стихов.
То ли парю, то ли падаю
По делам
Трамвайный звон
Одиночество хриплое и несносное
«Поезда» Ольги Князевой – символ расставания, прощания, отчаяния. Путь лирической героини – возвращение в «одиночество хриплое и несносное».
Машина должна поехать
Для Джамиля Нилова жизнь – машина с заведённым мотором. Он написал мотивирующее стихотворение, в котором призывает живущего путника не бояться, забыть тормоза и давить на газ. Потому что времени мало. И нашим читателям можно посоветовать то же самое. Машина должна поехать.
Нынче каждый – космополит
Путь одиночества
Человек из дорог
Долгий путь домой
От остановки к остановке
Героиня грустного стихотворения Майка Зиновкина – кондуктор троллейбуса, жизнь которой катится от остановки к остановке.
Мальчишка за сорок
Интересен романтический персонаж стихотворения Дмитрия Лаабе – мальчишка, которому уже больше сорока лет, продолжающий бороздить волны в поисках сокровищ.
Посейдону бы посейдоново
Выйду-ка я…
Влад Леонтьев выходит на прогулку мимо своих стихов, а поскольку «людям не нужен разум» – выходит и с ума.
Ко-неч-ность
Берег берегу – волк
У Сергея Адамского на прогулку выходит петербуржец. Стремление к Неве – «древний инстинкт, заключённый в культурные коды». Берег берегу – как человек человеку. А сам человек, петербуржец, уходя, становится каплей Невы.
С утра на Обводный
Во Флоренции
Зимой сложней
P.S.
Лучше всего за авторов говорят стихи – но в конце сборника есть и небольшие справки о поэтах и их достижениях.
И наверняка любой внимательный читатель в каких-то стихах узнает себя. Вы можете быть колесящими по миру космополитами, шагать в старомодных пиджаках по Петербургу или еженощно разгружать вагоны с собственной поэзией. Главное – двигаться вперёд. Потому что движение – это жизнь.
Святослав Белковский
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).