По каналу НТВ недавно показывали сюжет про трансинвалидность. Ультраконсервативное российское телевидение уже трубит о новой угрозе миру традиционных ценностей, вслед за модой на трансгендеров.
Неужели и вправду быть инвалидами становится модно? Неужели то состояние, в котором мы пребываем поневоле, для кого-то стало предметом мечтаний?

BIID

Есть научный термин: синдром нарушения целостности восприятия собственного тела. По-английски – body integrity identity disorder. Сокращённо – BIID. Другие варианты термина: дисфория целостности восприятия тела (body integrity dysphoria), расстройство идентичности ампутанта (amputee identity disorder). Всё это, согласно Википедии, – психическое расстройство, при котором в целом здоровые личности чувствуют постоянное желание иметь конкретную физическую инвалидность. Также в Википедии указано: синдром BIID связан с ксеномелией, «дисфорическим чувством, что одна или более конечностей тела не относятся к твоему организму».
Синдром BIID обычно сопровождается желанием ампутировать одну или несколько здоровых конечностей, а также включает в себя склонность к приобретению других форм инвалидности (например, слепоты).
Причина возникновения синдрома BIID неясна. Есть гипотеза о происхождении данного синдрома от неврологической неспособности функции мозга по отображению внутреннего тела включить затронутую конечность в понимание физической формы тела.
Человек с синдромом BIID полагает, что избавление, например, от конечности освободит его или её от дискомфорта. Часто синдром нарушения целостности восприятия собственного тела сопряжён с завистью к инвалидам-ампутантам. Людям, страдающим этим синдромом, свойственно притворяться инвалидами.

Стильно, модно, молодёжно

Герои сюжета, показанного на канале НТВ, – Джуэл и Ник.
Джуэл с детства было некомфортно в своём теле. В подростковом возрасте девушка приобрела белую трость, а к 20 годам свободно пользовалась шрифтом Брайля при чтении.
Слепота была сокровенной мечтой Джуэл, и она нашла поддержку в лице психиатра, который не стал её отговаривать, а, напротив, помог претворить чаяние в жизнь.
Теперь Джуэл подводит итоги: «Я обнаружила, что щёлочь очень болезненна, хотя и хорошо выполняет свою работу. Узнала, что очиститель для слива чуть менее болезненный, хотя он нанесет большой вред глазу. Очиститель для слива был легкодоступен для меня, я согласилась сделать это. Сейчас я ни о чём не жалею, я по-настоящему счастлива».
Труднее Нику, пытавшемуся самостоятельно ампутировать себе ногу, которую он всю жизнь ощущал лишней. Ник хотел броситься под поезд, но помешал страх. Хирург, обещавший ампутировать ногу, пропал с деньгами. Сейчас Ник притворяется инвалидом, подвязывая ногу эластичным бинтом.

В мире официально несколько сотен людей с трансинвалидностью. Можно ли считать, что зарождается тенденция?
Времена меняются. Возможно, когда-нибудь и вправду будет считаться, что инвалидность – это стильно, модно, молодёжно.

И не надо сапога

Мы сейчас живём в мире, где реклама и промоушн играют ключевую роль. В них нуждаются товары, люди и даже целые явления.
Блестящий слоган я прочитал ещё лет двадцать назад в какой-то развлекательной газете:
Хорошо тому живётся,
У кого одна нога:
Инвалидность им даётся –
И не надо сапога.
Ещё лучше, когда какую-либо форму инвалидности рекламируют литературные персонажи и реальные знаменитости.
Корней Чуковский придумал своего Мойдодыра как безусловно положительного персонажа, даже как ролевую модель. А что представляет собой Мойдодыр?
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.

У читателя может в голове отложиться: если такой прекрасный Мойдодыр кривоногий и хромой – может быть, и хромота не так уж и плоха как минимум?
А уже ближе к концу XX века американский панк-музыкант Джи Джи Аллин, принимавший перед выступлениями слабительное, популяризировал диарею.
Можно ещё вспомнить книгу Мариам Петросян «Дом, в котором» об интернате для детей-инвалидов.
Если инвалиды на этой планете постепенно адаптируются – в самом деле, почему бы и не возникнуть рано или поздно глобальной моде на инвалидность?

Селфхарм

Трансинвалидность можно, пожалуй, рассматривать и как промежуточное звено между селфхармом и суицидом.
Суицид – решение окончательное и бесповоротное, радикальнее некуда. Абсолютное самоуничтожение.
Трансинвалидность – лишение себя здоровья, частей тела. Добровольное снижение функциональности. Жизнь продолжается, но утраченного уже не вернуть.
Селфхарм (самоповреждение) – «лайтовый» вариант саморазрушения. Это преднамеренное повреждения своего тела без отказа от жизни, конечностей, зрения, слуха и т.д. Среди наиболее распространённых форм селфхарма – расцарапывание кожи острыми предметами, а также порезы.
Селфхарм – важная сценическая составляющая такого музыкального жанра, как Depressive Black Metal. Среди музыкантов, систематически занимающихся самоповреждением на своих концертах, – Граф (Psychonaut 4), Ким Карлссон (Lifelover, Hypothermia), Никлас Кварфорт (Shining).

В то же время инвалид (колясочник, например) как сценический образ – до сих пор ниша в необъяснимой степени свободная.
О повальной моде на трансинвалидность говорить, конечно, очень рано. Но всё-таки – а каково ваше отношение к данному явлению?

• информация и фото: нтв.ру, Википедия

Святослав Белковский
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *