Жанр фэнтэзи – всеобъемлющ. Он актуален для очень многих. По этому жанру снимают фильмы, сериалы, в этом жанре пишут очень многие авторы, в этом жанре рисуют комиксы. А еще – снимают анимэ. Бывает, что в основной сюжет, жанр которого, например – драма, вплетают элементы фэнтэзи. То анимэ, о котором пойдет речь в этой статье я бы отнесла либо к жанру городского фэнтэзи, либо к жанру социальной драмы с элементами фэнтэзи. Городское фэнтэзи, потому что первая половина полнометражного фильма проходит в условиях обычного японского города. А социальная драма, потому что это история матери необычных детей, матери – одиночки. Это история о принятии обществом не похожих, отличающихся от других людей. А также – принятие самих себя, принятие того факта, что ты не похож на других. Или наоборот – непринятие себя, своей сущности – полностью или частично. Это история о взрослении, идентичности личности и о безграничной материнской любви. Все эти темы я хотела бы попытаться раскрыть в этой статье.


«Волчьи дети. Амэ и Юки» — так называется анимэ, основные темы которого, я хочу раскрыть в этой статье. Это анимэ 2012 года. Рисовка там не настолько детальная и проработанная, как например в «Мастерах меча. Онлайн», но это не мешает просмотру. Хотя первые несколько минут могут быть непривычными для ценителей этого жанра. Волки никогда не были моими любимыми животными. Я всегда любила кошек или лошадей. Помню, что это анимэ я посмотрела по рекомендации одного из блогеров, который делал обзор. Автор видео-обзора говорил, что это история о большой любви, особенно – материнской. Блогер говорил, что там прекрасная музыка, красивая колыбельная для детей, которая даже при незнании японского может затронуть душу. И я решилась на просмотр.


В этом анимэ очень много места уделено визуальному повествованию. Есть закадровый рассказчик, который и начинает эту историю. Я думала, что без диалогов мне будет скучно смотреть, но оказалось, что я была неправа. Оказалось, что иногда достаточно хорошей музыки и хорошего видеоряда, чтобы проникнуться историей. А сюжет достаточно прост. Самая обычная девушка-студентка влюбляется в парня со своей параллели, и он отвечает ей взаимностью. Но у него есть тайна, он – оборотень. Он последний из рода японских оборотней, как сообщает нам закадровый рассказчик.


И вот первая тема. Этот парень был одиночкой до встречи с этой девушкой и никому не раскрывал свой секрет до встречи с ней. Нам не рассказывается, как он жил до встречи с главной героиней, как прошло его детство, но мы сами можем прийти к мысли, что оно не было радужным. Потому что подавлять звериные инстинкты, особенно в одиночку очень сложно. Через этого героя авторы могли показать нам, как иногда бывает тяжело людям с редкими генетическими заболеваниями или людям, которые, например – страдают эпилепсией, шизофренией, аутизмом. «Когда люди узнают о твоей болезни, то ты становишься для них ходячей болячкой» — эту фразу я услышала из другого фильма, но она как никакая другая подходит к данной ситуации. В этом случае фраза звучала бы так – «Если люди узнают, что он оборотень, они начнут его бояться и ненавидеть». Он станет для них монстром. Но он открывается главной героине, потому что, впервые за много лет, он по -настоящему и искренне влюбился. Благодаря этому раскрывается тема принятия. Да, он не похож на нее. Да, он возможно опасен. Да, им будет тяжело жить вместе. Да, возможно, что этот «недуг» передастся их детям и им тоже будет очень сложно жить в обществе. Но при всем этом – она его любит, и видит в нем его хорошие качества, а не только недостатки оборотня. Это очень похоже на ситуацию из реальной жизни, когда люди с инвалидностью находят друзей и любимых, среди условно-здоровых людей, которые смотрят на него, как на личность, не воспринимая его инвалидность, как самый большой минус. Принимая тот факт, что проблемы могут возникнуть и их может быть больше, чем со здоровым человеком, люди, тем не менее – не отказываются от общения, дружбы, любви с этим человеком. Эта мысль применима и к инвалидам с детства, и к тем, кто получил инвалидность, как бы – со стороны. Ведь правильно говорят – друг познается в беде.


Я не буду говорить, почему главная героиня остается одна. Если эта история вас заинтересует, то вы сами посмотрите этот фильм. Но так уж получается, что героиня остается одна с двумя маленькими детьми. Быть матерью-одиночкой непросто, даже с двумя обычными детьми. А ее дети – необычные. И снова мы подходим к теме инвалидности. Достаточно часто случается так, что отцы, узнав об инвалидности детей, уходят из семьи. Я не буду в этой статье озвучивать все причины такого поведения мужчин, просто скажу, что иногда случается так, что мужчина бросает женщину с таким ребенком не по своей воле, а бывает, что это – осознанный выбор. И вот героиня одна. С двумя маленькими оборотнями… У них есть и волчьи повадки, и человеческие качества. Конечно, это накладывает определенные трудности в общении с соседями, ведь невозможно объяснить. Что воет ребенок, а не собака. Или то, что когда ребенок заболевает, ты не знаешь куда с ним идти – то ли в ветеринарную клинику, то ли в обычную больницу. Я уже не говорю, про возможно непоседливый характер такого ребенка. И ведь не пойдешь к психологу или психиатру… Хотя одна из этих трех проблем, в нашем мире решается проще – гиперактивного ребенка ведут именно к психологу или психиатру. Хотя, разумеется, есть такие родители, которые не хотят признавать психическое отклонение у своего чада. А первые две ситуации также возможны и в нашем мире – ребенок может кричать от боли, что не нравится соседям. Или такие случаи, реально происходившие, когда лежачий ребенок с умственной отсталостью кричал от голода, когда умерла его мама, а соседи вообще никак не отреагировали и в итоге – этот инвалид тоже умер. Но я успокою вас – в этом анимэ дети остались живы, я просто привела примеры, как могло бы быть. А момент с больницей тоже имеет параллели с реальной жизнью – допустим, у ребенка или взрослого редкое генетическое заболевание или целый букет заболеваний и врачи теряются, не зная, что предпринять.


И вот героиня, вместе с детьми переезжает в деревню. И там она находит понимание и поддержку соседей, хотя и новые соседи не знают, что ее дети – оборотни. Для них она — просто несчастная женщина. Мать – одиночка. А дети, тем временем растут, определяются их характеры, один из них – экстраверт, другой – наоборот, интроверт. Наступает пора учебы в школе, и девочка заявляет матери, что она хотела бы ходить в школу и учиться с обычными детьми. Ее младшего брата отдают в школу через год, даже не спрашивая его мнения. И вот тут главная героиня выдает мысль, с которой я категорически не согласна – «Вы должны сделать выбор – волками вы будете или людьми». Как это относится к инвалидности? Параллель с реальной жизнью такова – есть родители, которые заявляют своим детям инвалидам, что не надо даже пытаться быть самостоятельными, что все за них сделают родители. А есть те, которые являются противоположностью, они говорят, что ребенок ничем не отличается от других и должен делать все так, как условно-здоровые дети, хотя иногда это недоступно просто физически или ментально.

А ведь есть золотая середина и мои близкие использовали именно ее. Мне говорили, что я могу делать все, что мне доступно и никто не упрекнет меня за то, что я сделать самостоятельно не могу. Например – я могу диктовать. Печатать, отвечать на звонки, протирать пыль, но я не могу самостоятельно одеть носки или обувь, потому что физически не могу согнуться. Из-за того, что у меня одна рабочая рука, я не могу, например – обрезать себе ногти. За это меня никто и никогда не упрекал. Меня могли отругать за то, что я назло, как обычный ребенок – раскидала игрушки или скинула фломастеры на пол. Или, при лепке, игнорировала доску для лепки и лепила прямо на столе. Но за такие вещи ругают любых детей, а не только инвалидов. По сути – я росла обычным ребенком, хотя и понимала, что чем-то отличаюсь от других. Хотя психологической травмы при таком подходе со стороны взрослых, мне удалось избежать несмотря на то, что в детстве я довольно много времени проводила в больницах и это тоже наложило свой отпечаток.


Но, к сожалению, матери этих волчат не удалось использовать взвешенный подход и ее детям пришлось выбирать. Хотя, у нее был пример – ее муж, который смог прожить в обоих ипостасях. В итоге, каждый из героев потерял часть себя и получил психологическую травму. Как это связано с реальной жизнью и инвалидами? Опять-таки возвращаемся к теме самостоятельности или несамостоятельности инвалида. Конечно, есть случаи, когда ребенок не может полностью или частично быть самостоятельным. Это или умственная отсталость, психическое заболевание или парализация. Но я говорю о тех инвалидах, которые имеют сохранный интеллект, и пусть и частичную, но возможность передвижения с помощью технических средств реабилитации – коляски, трости и так далее. Они могут быть, как самостоятельными, так и нет, могут быть открытыми обществу, а могут и закрыться в скорлупе. И вот тут все зависит от трех ключевых факторов – характер и сила воли, окружение и воспитание. Хоть герои и жили в одном доме и с одной и той же матерью и воспитывались примерно одинаково, но вот окружение и характеры у них были совершенно разными. Поэтому они пошли по разному пути и матери пришлось принять свой путь каждого из них. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы каждый инвалид принимал себя, понимая то, что он чего-то не может, но при этом это не умаляет его достоинств, как личности. И для этого нужно, чтобы общество кардинально поменялось, а сам инвалид тоже захотел меняться. И так бывает не всегда, не со всеми. Потому что все мы – разные и живем при разных обстоятельствах.

Анастасия Абрамова
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *