Жизнь разделилась на до и после того, как каждый человек или почти каждый попал в социальные сети. Социальные сети –отдельный глобальный мир. В этом мире есть и плохое, и хорошее. Но то, что он уже точно никуда не исчезнет, — это нельзя отрицать. Спросите прохожих на улице, что для них Интернет и социальные сети. Я вас уверяю: вы не услышите ни одного одинакового ответа. Но мало кто задумывается, что означают социальные сети для людей с инвалидностью. И вот об этом я хотела бы поразмышлять — ведь я тоже фактически живу в двух мирах – реальном и виртуальном.

Сейчас дети заходят в Интернет чуть ли не с пелёнок, для них это так же естественно, как для наших родственников, живших еще в СССР, гулять во дворе с друзьями. Ведь согласитесь, что уставшим на работе родителям гораздо легче сунуть ребёнку планшет с мультиками, чем сесть с ним за развивающие или образовательные игры. Конечно, не все родители такие, но, как мне кажется, – большинство. И это очень печально, потому что ребенок привыкает к тому, что у него вместо полноценного общения с родителями получается общение с планшетом, ноутбуком, телефоном. Конечно, на том же самом планшете могут быть развивающие программы, какие-то видеоуроки, обучающие платформы, но это в том случае, если родители озаботятся этим и самое главное – заинтересуют этим ребенка.

Как же всё вышесказанное относится к инвалидам? Напрямую. Потому что ребёнок с ограничением физических или ментальных возможностей лишён того, что имеют условно здоровые дети – движения, живого общения со сверстниками, в общем — практически не социализирован. Интернет, с одной стороны, способствует социализации, но с другой –может очень сильно навредить. Что же я подразумеваю под словом «навредить?» Такого ребёнка могут начать травить в социальных сетях только за то, что он слишком откровенен или не умеет правильно построить фразу. И к чему это может привести? К еще большему расшатыванию психике или даже к тому, что ребёнок окончательно замкнётся в себе или станет агрессивным. Что же, по моему мнению, следует делать в таком случае?

Сначала необходимо выстроить с ребёнком доверительные отношения, чтобы он делился своими переживаниями с родителями, и не давать ребенку заходить в Интернет до определённого возраста. А если и разрешать, то жёстко контролировать этот процесс — и по времени пребывания в сети, и по контенту. В идеале, это нужно делать вместе с ребенком и объяснять ему, что Интернет – это не хорошо, и не плохо — это данность, факт, который существует вне зависимости от того, как мы к нему относимся. Главное – внушить мысль о том, что важно уметь правильно пользоваться тем же самым Интернетом.

Кто я такая, чтобы давать советы? Я — человек с инвалидностью, ребёнок, который в своё время хотел получить такую манящую игрушку как Интернет. Но мои близкие поступили очень мудро, сначала сказав мне, что пока нет возможности подключить Интернет лично мне, а потом нашли замену в виде электронной книги. При этом они провели со мной доверительную беседу, пообещав, что когда возможность появится, они сделают мне доступ в Интернет. Но при одном условии – я не буду ввязываться в криминал. Вы, наверное, можете сейчас удивиться: какой криминал в Интернете? И как ребёнок с инвалидностью может туда влезть? Всё очень просто: такие группы, как «Синий кит», группы, где распространяют наркотики, нелегальные лекарства, просто вымогают деньги – всё это было для меня под запретом. Я могла, если бы нарушила наше соглашение, лишиться не только Интернета, но и ноутбука. И я потеряла бы самое ценное –доверие близких.

Сейчас мне уже нельзя запретить ничего, но я сама не полезу на подобные сайты и в группы в социальных сетях, потому что у меня есть гордость, самоуважение и чувство ответственности перед близкими и самой собой. Но я же теперь взрослая девушка, что же я сейчас делаю в Интернете? Ведь теперь я могу свободно общаться с людьми, хотя бы на улице, да и не только. Интернет всё так же остаётся местом для общения, хоть и в меньшей степени. Через Интернет я работаю, через Интернет я училась, через Интернет я проявляю инициативу как творческая личность. Ведь в Интернете неважно, на коляске ты, незрячий ты, работает ли у тебя один палец или одна рука — важно то, что ты транслируешь миру.

И тут идёт деление людей на несколько типов, хотя я терпеть не могу делить людей на категории. Но всё-таки… Самая безобидная категория- это нейтральные пользователи, которые просто читают определённый контент на определённом сайте, зарегистрированы только для того, чтобы лично им было удобно. Ещё одна категория – люди с чистым негативом, которые вечно всем недовольны, но обосновать это нормально не могут. Следующая категория – тролли, которые заходят в сеть только ради хейта, причём неважно чего, важно, чтобы их «кормили» комментариями… Следующая – положительно –критические комментаторы, которые подмечают недостатки, но больший акцент делают на достоинствах. Дальше идут негативно-критические комментаторы, которые являются полной противоположностью предыдущим. И самая идеальная категория людей для общения в моём понимании – это тот тип, который является смесью всех типов, описанных выше. Это самый малочисленный тип комментаторов, они знают, когда промолчать, когда нужно сделать больший упор на негатив или позитив, могут поплакаться в жилетку, но недолго и не перекладывая свои проблемы на других, а могут и потроллить , немножко, когда чувствуют, что это нужно. Именно такие люди становятся для меня хорошими знакомыми или даже близкими друзьями, с которыми у нас есть общие темы для общения. Конечно, в Интернете полно мусора, например, треш-блогеры, виртуальный секс, реклама разных агентств, в которых якобы можно зарабатывать большие деньги, не напрягаясь, просто мошенники… Главное – научиться отличать полезный контент от вредного.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

фото взято из открытых источников

Абрамова Анастасия
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *