Некогда на нашем сайте разгорелся нешуточный спор: что выбрать инвалиду – реальную жизнь, физическое общение, которое зачастую приносит больше негативного опыта, чем позитивного, или же виртуальные сервисы, где никто и не узнает о твоём позорном секрете, если сам не скажешь. Я ратовал за второе. Однако теперь не нужно подобного разделения, ведь виртуальные технологии ныне активно применяются в реабилитации, а значит, живя виртуальной жизнью, можно улучшить реальную.

На самом деле речь, конечно, не идет об уходе в виртуальный мир и отказе от действительности (вряд ли организм насытится, позавтракав 3D-моделью тортика), речь о реабилитации с помощью технологий VR, которые доступны и в России.

Для нашего мозга нет существенной разницы между виртуальной и обычной реальностью, полученный при просмотре фильмов или во время прохождения игр опыт мозг воспринимает и усваивает как реальный. Потому специальные занятия в шлемах виртуальной реальности намного эффективнее обычных: программа модулирует реальные обстоятельства, в которых необходимо совершать правильные движения, при этом человек не рискует как-то повредиться: упасть или причинить себе вред, нарезая мясо.

Визиомоторика – качество, позволяющее человеку перемещаться, совершать действия в условиях меняющейся обстановки как осознанные и контролируемые, так и рефлекторные. Она позволяет соотносить воспринимаемую извне (через зрительные органы) информацию, и на её основании менять модель своего поведения. В случае нарушения связи между зрительным восприятием и движениями визиомоторная функция даёт сбой, что негативно сказывается практически на всех областях человеческой деятельности — от простейших бытовых навыков до вождения автомобиля и других повседневных задач.

Почему же именно VR-реабилитация так эффективна? Нейронные связи, образованные в мозге, отвечают за различные физиологические процессы. Количество этих связей равно количеству навыков человека. Если вследствие травмы или заболевания привычные связи нарушаются – мозг способен сформировать новые алгоритмы и перераспределить исполнение прежних по существующим «схемам». Об этом подробно говорится в трудах Дойджа Нормана, который назвал это свойство «пластичностью мозга».

Обычные тренировки зачастую могут быть менее эффективны, поскольку задействуют исключительно сознательный уровень восприятия, VR же погружает человека в определённые обстоятельства (напомним что для мозга нет разницы – прыгаете ли вы с парашютом в жизни или в виртуальной реальности – эмоциональный отклик и приобретенный опыт будут сопоставимы), чем вызывает эмоции, которые и заставляют человека совершать те или иные действия бессознательно. Иными словами, мозг оказывается в ситуации, когда ему некогда осознавать, нужно действовать, и он вынужден переформатировать систему нейронных связей в соответствии с переживаемой ситуацией.

Известны крайне положительные результаты реабилитации с помощью VR-технологий при ДЦП, болезни Паркинсона, легастении, инсульте.

Просто поразительно, как VR из средства развлечения превратился в мощный инструмент реабилитации.

фото взято из открытых источников

Александр Меркушев
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *