Сегодня мы беседуем с Владимиром Еленко, исполнительным директором Фонда развития культуры «Эфес», и Ириной Сухаревой, руководителем инклюзивных проектов организации.

Александр: Добрый день, Владимир! Спасибо, что согласились побеседовать с нашим изданием. Расскажите, как возник «Эфес»?

Владимир: Добрый день! Спасибо, что пригласили! Фонд возник задолго до моего прихода, ещё в 2012 г. для реализации культурных проектов. Меня пригласили как исполнительного директора только в сентябре 2021 г. для «перезагрузки» Фонда развития культуры «Эфес» в новых социально-экономических реалиях быстроменяющегося мира и высокой степени неопределённости.

Александр: А почему выбрали такое название? Это отсылка к древнему городу или части клинка?

Владимир: Здесь двойной смысл: первый идет от названия старинного античного города как символа мирового культурного наследия. С другой стороны, эфес, как рукоять клинка с гардой, отсылает к защите культуры. Мы стараемся собирать и обобщать успешные практики по сохранению культурного наследия как материального, так и нематериального, — как базиса развития культуры, а также новые культурные практики, создающие новые инструменты, способствующие этому развитию.

фонд развития культуры

Александр: В каком состоянии на ваш взгляд сейчас находится культура?

Владимир: Как и вся история человечества, культура развивается по спирали, с повторами циклов падения и подъёма. Сейчас — на подъёме и этому способствуют многие факторы — от экономической устойчивости до стремительного развития технологий. Постиндустриальное общество осознало значение культуры как неотъемлемого элемента социально-экономического развития и основы гражданственности и идентичности.

Александр: В чём вы видите причины падения культурного уровня среди молодёжи?

Владимир: Смею предположить, что это субъективная гипотеза. Молодёжь — отражение взрослого мира. Сейчас у молодёжи невероятно широкие возможности самореализации и саморазвития. Мы, взрослые, создаём культурное поле для их развития, и если вам кажется, что культурный уровень среди молодёжи упал, то стоит обратить внимание на культурный уровень взрослых. Однако последние исследования показывают, что молодёжная культура сейчас на высоком подъёме и степень вовлеченности в культурные процессы и практики поколения Y и Z стремительно растёт. И, чтобы поддержать эту тенденцию, нужно постоянно удивлять, поражать, заинтересовывать… Это очень большая тема для отдельного обсуждения.

Александр: В чём вы видите значимость инклюзии для современной культуры?

Ирина: Инклюзия, инклюзивная среда, инклюзивное мышление – это условия целостности синергетики современной культуры. Мы говорим не только о людях с ограниченными возможностями здоровья, как это принято в большинстве случаев, когда речь идёт об инклюзии, но и любых других людях, отличающихся психологическим состоянием, возрастными особенностями или спецификой мировоззренческих установок. Речь идёт об отказе от стигматизации, снятии различных барьеров, препятствующих обществу вести полноценный культурный полилог, развиваться в культурном пространстве. И одна из задач фонда «Эфес», направленная на повышение уровня культуры нашего общества, – это участие в создании необходимой инклюзивной среды. С этой целью совместно с партнёрами мы придумали и реализовали 2 проекта.

Александр: Расскажите нашим читателям об инклюзивных проектах вашего фонда.

Ирина: Одним из примеров создания инклюзивной культурной среды в Санкт-Петербурге является реализация такого проекта, как детско-юношеский фестиваль-конкурс «ВообразиГрад» («Город, о котором я мечтаю!»). Это совместный проект с СПб ГО ООБФ «Российский детский фонд» и СПб ГБУ «Культурно-досуговый центр «Красногвардейский». В Фестивале-конкурсе принимают участие учащиеся ГОУ, в том числе реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, учащиеся специализированных ОУ, резиденты районных центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Санкт-Петербурга. Конкурсные работы разных форм дети создают в пяти номинациях: «Моя профессия будущего», «Семейные традиции», «Перспектива (мой город через …. лет)», «Это изобрёл Я!», «Что Я хочу изменить?!». Финалисты встречаются на серии трансформационных игр «Город моей мечты. Трансформация». Участники посредством различных творческих заданий «создают» город своей мечты, город, в котором они хотели бы жить, рассматривая не только городскую инфраструктуру, но и сферу культуры, образования… и взаимоотношения людей. И как раз эти идеи могут служить основой реальных социокультурных программ и мероприятий. И целью было не только выявить активных, инициативных детей в Санкт-Петербурге, но и обнажить существующие проблемы доступности социокультурной среды, в т.ч. проблемы равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан нашей страны. В результате игр участники презентуют проекты своего города будущего. Здесь трансформационная игра применяется как новый инструмент развития командного взаимодействия и совместного творчества. Формат игры позволяет создавать более богатый, глубокий и содержательный обмен информацией. Дети учатся общаться с разными людьми на равных, не оценивать идеи других детей, а взаимодействовать конструктивно. Здесь нет условностей возраста, пола и физических данных ребёнка. «ВообразиГрад» для нас – это безопасная социальная инклюзивная микросреда, основанная на доверии и поддержке, где формируется умение творчески мыслить; это креативный инкубатор нового поколения смелых изобретателей, талантливых представителей творческих профессий и новых лидеров будущих индустрий.

Совместная творческая деятельность «особых» и обычных людей является основным принципом создания фестивальных работ в другом нашем проекте – Всероссийском инклюзивном фестивале «Сотворчество талантов». Идеей фестиваля является демонстрация результатов инклюзивных практик и их объединение на фестивальной площадке. Форма фестиваля позволяет охватить коллективы из разных регионов РФ, объединив их в единое пространство, с целью обмена опытом и популяризации лучших практик по организации инклюзивной деятельности, а также даёт возможность распространить и показать результаты совместной творческой деятельности, привлечь к участию других людей, коллективы и тем самым способствовать расширению инклюзивной среды. Ещё одним измерением уникальности фестиваля является привлечение коллективов к объединению в творческой деятельности «разных» людей, тем самым одни получают навыки общения и взаимодействия с «особыми» людьми, способствуют трансформации общественного сознания к созданию инклюзивной среды, другие – расширяют свой мир общения, получают пример для подражания, улучшают свой художественный уровень, повышают самооценку и т.д. Есть примеры, когда коллективы, объединившиеся только для создания фестивального творческого номера, продолжают взаимодействовать и по сей день. Участники коллективов восхищаются неограниченными возможностями друг друга. И этот фестиваль на момент открытия, как сказали участники, был первым в России без ограничений по возрасту.

фонд развития культуры

Александр: В различного рода инклюзивных мероприятиях, в которых присутствует элемент соревнования, меня всегда смущал вопрос оценки: можно ли оценивать труд здорового человека и человека с особенностями наравне, учитывая изначальное неравенство возможностей? А если оценивать по-разному, то получается несправедливо. Как выходите из этой ситуации?

Владимир: Мы выбрали формат фестивалей как раз по этим причинам. Мы считаем, что в инклюзивных проектах не должно быть оценок и соревновательного начала, поскольку сверхзадача таких проектов — в создании инклюзивной среды. Да, в ВообразиГраде есть конкурсный момент, но это обусловлено лишь возможностями проведения финальной игры. При этом экспертное жюри владеет необходимой информацией и квалифицировано оценивает конкурсные работы, учитывая все нюансы.

Александр: Есть ли какие-то ограничения к участию в ваших проектах? Например, психические отклонения или иные?

Ирина: Ограничений к участию мы никаких не ставим. Например, педагоги, которые подают заявку на участие в фестивале-конкурсе «ВообразиГрад», сами определяют возможности своего подопечного, руководствуясь Положениями о проведении мероприятия. Мы предоставляем все возможности на выбор. Кто-то участвует только в конкурсной программе и отказывается от участия в финале. Кто положительно оценивает свои силы, тот на финальной игре, по рекомендации специалиста, попадает в команду, соответствующую своему уровню мышления. Участники с ментальным расстройством, как правило, приходят в сопровождении специалиста. Что касается фестиваля «Сотворчество талантов», то там гораздо больше возможностей для всех. Творчество не имеет границ. Среди участников, например, много «детей солнца», т.к. творческая деятельность – это один из основных инструментов их социокультурной адаптации.

Александр: В какой поддержке сейчас наиболее всего нуждается ваш фонд?

Владимир: Мы сейчас в поиске спонсоров для проведения фестиваля «Сотворчество талантов», поскольку 3 попытки получить грант на этот проект закончились неудачей. Последний раз мы проводили фестиваль два года назад в Сочи, и нам помогли частные доноры из Санкт-Петербурга, Москвы. В Сочи местное предпринимательское сообщество оказали нам часть услуг на безвозмездной основе, поддержал депутат ЗАКСа Краснодарского края, местная администрация, общественные организации… «ВообразиГрад» — менее затратный проект, поэтому нам удаётся проводить его своими силами с поддержкой партнёров. Также на сайте фонда «Эфес» идет сбор средств «Поможем художнику!». А с остальным мы справимся своими силами.

Александр: Спасибо за интересную беседу! Желаем удачи в вашей деятельности!

Владимир: Спасибо Вам! Желаем всем добра и радости!

Фото: предоставлены организацией

Александр Меркушев

Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *