На днях вспомнился давний ещё разговор с одной знакомой.
«Ты же писатель. Ты же словом владеешь, ты должен инвалидов вдохновлять! А ты что?» — причитала одна моя уже покойная знакомая. А я что? Я пишу, как есть, потому как в работе журналиста, на мой взгляд, важна именно правда. Я никогда не писал текстов в угоду чьим-то интересам. В своё время на меня очень повлиял пример Маяковского, который застрелился потому, что «наступил на горло собственной песне».
В наше время уровень образования упал настолько, что люди, кажется, напрочь забыли легенду о происхождении надежды: после того, как ящик Пандоры был открыт – из него вырвались пороки ужасного вида и вдруг последним с самого дна появилось светлое прекрасное создание. И когда открывший злосчастную коробку упал на колени и восторженно спросил, кто же это прекрасное существо, то оно назвалось надеждой и пояснило, что в самое тёмное время будет обманывать его, а потом гоготать, видя, как он сходит с ума от бессилия, наблюдая за тем, как рушится последняя надежда. Вряд ли вот это создание можно другу пожелать в спутники по жизни.
Прошли века, даже тысячелетия, и главный порок обзавёлся повсеместным культом. Все надеются на лучшее, напрочь отказываясь воспринимать реальность критически. Простой пример, о котором часто слышал, – вот живёт себе инвалид и мечтает стать полноценным человеком: бегать, прыгать… И вот хоть кто-то объяснил бы ему, что это невозможно. Но нет, такому человеку принято давать надежду, что вот у него ноги новые вырастут или ещё что. Я утрирую, конечно, но суть понятна. Вместо того, чтобы сказать человеку пускай и горькую, но правду, дать ему импульс для того, чтобы он начинал адаптироваться к своему состоянию и помочь наладить быт, — его пичкают какой-то чушью о том, что он исключительно талантлив, что всё у него получится, он станет первым, кто победил болезнь. Зачем?

Сходная история с врачами: на Западе, насколько я слышал, пациенту всегда говорят правду, вот так врач прямо и озвучивает: «Вам осталось жить — 2-3 месяца», — и человек чётко понимает, на что ему рассчитывать, решает вопрос с похоронами, наследством и уходит спокойно. А у нас… Не так давно моему ближайшему другу поставили рак лёгких, и онколог утверждал, что при химеотерапии он проживёт ещё 10-15 лет. Мой же знакомый врач в приватной беседе со мной сразу сказал – полгода максимум. Собственно, прожил мой друг 5 месяцев.
Из более «лёгких» примеров – бесконечные волонтёры со своими воодушевлениями инвалидов. Помню, поразила картина, когда пожилая волонтёр всячески поддерживала представление колясочника с явными ментальными отклонения о том, что он станет выдающимся учёным. Мальчик при этом в свои 25 не умел читать… Я потом приватно спросил, мол, зачем? А мне была прочитана лекция о том, как важно, чтобы у человека была надежда и всё равно, что она несбыточна.
Ещё вспоминается мне одна особа, которая говорила, что очень надеется, что скоро от её заболевания будет создано лекарство или терапия.» Что ж в этом плохого?» – спросите вы. А то, что она сидела и ждала, когда лекарство будет разработано. Просто сидела и ждала… И закатила истерику на моё логическое замечание, что новое лечение, будь то лекарство или терапия, окажется дорогостоящим. Ну, это всегда так. И вот вопрос – на какие шиши она собралась лечиться? Не стоит ли удалённой работой озаботиться во время ожидания хотя бы? Бесплатно-то когда это гипотетическое новое лечение доступно станет? Правнуки ж вырасти успеют. И в ответ барышня написала, что я жестокий и она плачет.

Похоже, что в наше время надежда стала оправданием лени и способом обмануть себя. Одни обманывают себя картинами прекрасного будущего, для которого не хотят даже попробовать пошевелить пальцем. Другие же обманывают себя, что сделали доброе дело – дали больному человеку надежду, можно сказать, жизнь спасли (сарказм). Ну, конечно, это очень удобно: привезти лекарства – это задницу поднять надо, побыть рядом с больным и проникнуться его состоянием – психологическое напряжение, а тут просто бездумно бросил: «Да-да, станешь авиаконструктором, без рук, ног, не умея читать», – легко же, и сам сразу такой хороший, аж нимб на мозги давит.
Я не против надежды, если она разумна и если человек прикладывает хоть какие-то усилия к её осуществлению.
Фото: Открытые источники
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)