Все мы уже много раз говорили о важности и нехватки «доступной среды» в России, о невозможности инвалидов-колясочников выйти на улицу, если они проживают в многоквартирном доме, о том, как сложно добиться установки пандуса в подъезде… Да, проблема «доступной среды» в нашей стране действительно существует и требует решений. Но давайте посмотрим на другие страны, как там решаются подобные вопросы. Может, мы сможем перенять опыт?
Вот, например, достаточно большая статья на Интернет-ресурсе «France 24», принадлежащем интернациональной новостной вещательной компании, круглосуточно ведущей репортажи на весь мир на французском, арабском, английском и испанском языках. В материале с говорящим названием «Лишённые возможности достойного жилья, инвалиды во Франции борются за достоинство» рассказывается о проблемах с «доступной средой» в Париже.
«Для людей с ограниченными возможностями во Франции поиск доступного жилья является особенно сложной задачей. От аварийных приютов, не приспособленных для нужд мобильности, до социального жилья, не способного обеспечить инвалидов-колясочников, жилищный кризис сильнее всего бьёт по жителям с ограниченными возможностями и ставит многих на грань…» — рассказывает журналист Lara Bullens в материале, опубликованном 7 февраля 2025 года.
Далее идёт рассказ о мужчине, потерявшем работу и арендуемое жильё из-за болезни, утрате дохода и невозможности платить аренду. В результате мужчина обратился в Службу экстренной помощи бездомным в Париже и ещё прошлой весной был поселён во временное аварийное жильё.
Но комната, в которой мужчина проживает уже почти год, не подходит для его нужд. Дело в том, что у мужчины гемиплегия. Его инвалидность означает, что у него значительно снижена подвижность правой руки и ноги, в результате чего многие мышцы атрофировались.
«Я на первом этаже, но не могу воспользоваться душем. Мне не за что держаться, нет поручней на стенах, нет ничего! Я обращался в службы экстренной помощи, которые меня сюда поместили. Их агент даже сам пришёл посмотреть номер и согласился, что я не смогу принять душ. Но ничего не изменилось!» — рассказал журналисту 60-летний мужчина.
Четверть из 1,3 миллиона семей с людьми с ограниченными возможностями здоровья во Франции страдают от жилищных проблем, таких как перенаселённость, отсутствие топлива , задолженность по арендной плате и острая нехватка комфорта, — приводит статистические данные журналист.

«Входные двери в здание очень тяжёлые, лифт крошечный, коридоры в нашей квартире слишком узкие, чтобы мой муж мог развернуться в инвалидной коляске, а, чтобы попасть на балкон, нужно преодолеть ступеньку в 20 см.! Мы не просим невозможного! Я просто хочу место, где мой муж мог бы передвигаться и где он мог бы легче выходить на улицу», — возмущается «доступной средой» в многоквартирном доме другая француженка.
Врач ожидает, что её мужу осталось жить ещё около года.
«Мой муж — сверхчеловек. Так сказал сам врач. Я просто хочу, чтобы он прожил последний год своей жизни комфортно, я не хочу, чтобы он оставался запертым в помещении», — говорит француженка.
«Я просто хочу, чтобы он мог подышать свежим воздухом», — с горечью отмечает женщина. Пара редко выходит на улицу не только потому, что это физически тяжело, но и потому, что их окрестности «полны выбоин» и «совсем не подходят для людей в инвалидных колясках». Согласитесь, очень напоминает Россию.
Как и в России, французские семьи, в которых есть хотя бы один инвалид трудоспособного возраста, часто зарабатывают меньше, чем население в целом. Они сталкиваются со значительной степенью дискриминации при устройстве на работу. Да, во Франции есть закон, согласно которому работодатели обязаны нанимать 6% сотрудников с инвалидностью, но на практике этот показатель достигается редко. В целом уровень безработицы среди инвалидов во Франции достигает 14%, что почти в два раза выше, чем в среднем по стране. Для сравнения, по данным на 2023 год, уровень безработицы среди людей с инвалидностью в России составлял 18,7%.
Инвалиды во Франции, как и во всём мире, имеют уникальные потребности. Особенно это касается обустройства их жилья и «доступной среды». Но когда семьи с инвалидами находят жильё, оно часто оказывается неподходящим, а сравнительно низкий уровень дохода таких семей ограничивает возможности выбора комфортного жилья.
Говоря об уровне дохода, отметим, что для получения пособия по инвалидности (например, AAH — Allocation aux adultes handicapés) людям с ограниченными возможностями здоровья во Франции необходимо проходить сложные административные процедуры. И даже при размере пособия в 1000 евро в месяц его часто не хватает для нормальной жизни.
Во время телевизионных дебатов с крайне правым кандидатом Марин Ле Пен в 2017 году, накануне первого мандата Эммануэля Макрона, будущий президент Франции заявил, что хочет «прагматичных решений для всех людей с ограниченными возможностями».
Но два года спустя французское правительство приняло жилищный закон (закон ELAN), который шёл вразрез с предвыборным обещанием Макрона и снизил требования к доступности новых домов для людей с инвалидностью со 100 до 10 процентов. Целью такого решения было стимулировать рынок жилья путём смягчения определённых правил, что способствовало бы строительному буму и потенциально уменьшило бы цены на аренду.
«Из-за отсутствия жилья, приспособленного под их нужды, люди с ограниченными возможностями часто вынуждены жить у родственников или переезжать в медицинские учреждения», — свидетельствует журналист, ссылаясь на данные социальных фондов.
Так или иначе, хотя во Франции есть продвинутая система поддержки инвалидов, на практике остаётся множество препятствий, мешающих им вести полноценную жизнь. Об этом свидетельствуют истории, рассказанные Lara Bullens в своём материале. И не смотря на то, что во Франции решаются многие проблемы инвалидов, не смотря на то, что эта страна гораздо дальше продвинулась в направлении создания и использования доступной и инклюзивной среды, многие французы с ограниченными возможностями здоровья ежедневно сталкиваются с массой сложностей. В этом плане, пожалуй, нужно отметить, что создание «доступной среды» в настоящий момент — не процесс, имеющий своё завершение, а постоянная работа, постепенно улучшающая условия жизни людей с инвалидностью и во Франции, и в России.
Источник: France 24
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)
Иллюстрации автора