Недавно в рабочем чате всплыл вопрос – а надо ли говорить о своей инвалидности при звонке куда-то, предупреждать заведомо объект, который собираешься посетить, или человека, с которым думаешь пообщаться. Ну, об общении в обсуждении речи не шло – это уже я расширил тему, поскольку много раз сталкивался с тем, что, узнав о моём состоянии, начинали тут же сыпать гадостями в мой адрес или же молча блокировали. В простом межличностном общении я стараюсь не затрагивать тему инвалидности, насколько это возможно, потому что непонятно, а чего хочет добиться человек, который презентует себя собеседнику словами: «Привет, я инвалид», — мне, если что, много раз так писали, и я недоумевал – зачем? То есть человек так жалость вызвать пытается или хочет какого-то особого отношения? Кстати, оба этих варианта мне неоднократно встречались. Но нередко бывало и так, что человек таким образом пытался задать общую тему. Вот такие случаи раздражали больше всего – я прекрасно разбираюсь в компьютерных играх, интересуюсь нейросетями, кое-что в жизни читал, что-то смотрел из мирового кино, но со мной, блин, хотят говорить не поэтому, а потому, что я тоже имею приобретённые отклонения от нормы. Слушайте, ну, это даже оскорбительно. И в моих глазах, например, сразу показывает, что говорить с человеком по ту сторону экрана просто не о чем. Никогда не понимал идеи о том, что инвалиды должны общаться между собой потому, что лучше друг друга поймут. Коротко – нет, это не так.
Тема, говорить ли о своей инвалидности, на самом деле неоднозначная. Начнём с вопроса – а где говорить? При звонке куда-то, в какую-то структуру, будь то система здравоохранения или любое развлекательное заведение. Дело в том, что, когда человек на другом конце провода слышит, что клиент-инвалид – в голове этого человека может нарисоваться такая картинка, что вы были бы в шоке. Достаточно загуглить ДЦП, и вы увидите, что поиск по картинкам выдаёт крайне тяжёлые формы течения заболевания – лежачие люди, люди с деформированными лицами, что совсем не всегда соответствует действительности. А вам откажут, например, в посещении просто из-за того, что вас превратно поняли. Два момента, когда, я считаю, стоит предупреждать об инвалидности, – это, если нужна доступная среда. Например, вы перемещаетесь только на коляске и, соответственно, без пандуса не сможете въехать туда, куда записались. Тут да, имеет смысл сказать.

Ещё один пример, с которым столкнулся я лично, – если разговор идёт о деятельности, которая может быть ограничена по причине инвалидности. Когда я впервые записывался в стрелковый клуб, где впоследствии занимался несколько лет пулевой стрельбой, стрельбой из лука и метанием ножей (и даже гвоздей) – я сразу предупредил о своей инвалидности, понимая, что администрация может и имеет полное право отказать человеку с ДЦП из соображений безопасности. И это абсолютно нормально, и никакая не дискриминация – труп посреди заведения вряд ли кому-то нужен, а в случае со стрелковым оружием – возможно, и не один труп.
И следующий вопрос – как говорить. Опять же, я лично рекомендую не называть диагноз, а давать конкретику и фактику. Не «паралич нижних конечностей», а «передвигаюсь на коляске», не «спастико-гиперкинетическая форма ДЦП», а «немного подрагивают руки и передвигаться могу только за руку». Чётко и ясно, так чтобы на другом конце провода не могли додумать к вашему диагнозу жутких подробностей.
Вообще в этом вопросе я руководствуюсь принципом, озвученном в одной из песен группы «ПилОт»: «Молчи, пока не спросят, правды не скрывай». Поскольку я общаюсь в основном на игровых стримах, то моя инвалидность совершенно не играет роли – экспертиза и умение замечать необычные художественные приёмы, анализировать сюжет и метафоры ценится намного больше. Потому обычно я о своей инвалидности просто не говорю.

Однако бывают случаи, когда меня спрашивают про опечатки – мол, чего это ты? Пьяный что ли? А вот дальше всё зависит от того, что я знаю о стримере и его сообществе. Например, долгое время я смотрел девушку, которая врагов в запале игрового сражения называла «ДЦПшная сволочь», ну, естественно, я предпочитал говорить, что просто выпил лишнего, перебрал, потому и по кнопкам мажу. А на других каналах прямо говорил, что да, вот так сложилось, что руки у меня растут с того места, в котором у многих сейчас голова, – опять же, смеялись над моей находчивостью и дальше нормально общались. Всё зависит от ситуации и конкретных людей.
А напоследок тезис к размышлению для всех читавших: «Если мы такие же, как все, – почему мы должны орать на каждом углу о своей инвалидности»?
Фото: Открытые источники
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)