Ранее мы уже рассказывали об особенностях жизни, проблемах и мерах государственной поддержки людей с инвалидностью во Франции и в Мексике. Особое внимание уделили мы мерам поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья в Казахстане. Сегодня мы решили продвинуться по воображаемой карте ещё восточнее и добавить в наши обзоры немного экзотики, речь пойдёт о том, как живут и какие меры поддержки получают инвалиды в стране восходящего солнца — в Японии.
По официальным данным, доля граждан с ОВЗ в Японии составляет порядка 7–8% населения. Эти цифры получены с учётом физических, интеллектуальных и психиатрических нарушений жителей страны восходящего солнца. Напомним, что в Казахстане доля граждан с инвалидностью — около 4–5% от общего численности населения, в Мексике — порядка 5%, а во Франции на официальном учёте людей с инвалидностью находится приблизительно 5-6%. В этом случае японские показатели процента людей с официально зарегистрированной инвалидностью ближе к российским, где на начало 2023 года было зарегистрировано около 7,5% людей с ограниченными возможностями здоровья от общей численности населения.
Япония ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов 2007 года, а также приняла ряд законодательных актов (Основной закон об инвалидах, Закон об устранении дискриминации, квоты на трудоустройство и др.), направленных на интеграцию лиц с инвалидностью в общество. Однако на практике проживающие в этой стране люди с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему сталкиваются с многочисленными барьерами и предрассудками.
Казалось бы: Япония — развитая страна, один из мировых лидеров по доходу на душу населения. Но и тут людям с инвалидностью нередко приходится преодолевать препятствия физического и информационного характера. Так, местные издания сетуют на то, что многие японские города до сих пор остаются плохо приспособленными для маломобильных граждан: несмотря на законы о безбарьерной среде — тут они называются законами о «барьер-фри». В интернет-изданиях регулярно сообщают о зданиях без пандусов и бордюрах без удобных скосов для инвалидных колясок. Хватает и домов без лифтов, и магазинов с крыльцом и ступеньками, не оборудованных всё теми же пандусами. Думаем, эти проблемы с доступной средой в Японии хоть и регулярны, но не так системно развиты, как в других соседних странах.
Вероятнее всего, подобные сообщения в национальных СМИ говорят больше не о количественном показателе «недоступной» среды, а о скрупулёзном внимании граждан страны к каждому из таких случаев. Косвенно подтверждает наше предположение и то, что доля доступной для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов транспортной инфраструктуры в Японии высока, особенно если сравнивать с российскими показателями. Уже в 2023 году свыше 90% станций и транспортных терминалов объявили себя «барьер-фри». Оставшиеся недоступными на тот момент 10% объектов транспортной инфраструктуры работали либо в сельской местности, либо в старых городских районах.
В местной прессе встречаются и сообщения о том, что людям с проблемами зрения или слуха нередко сложно взаимодействовать с окружающими: количество специалистов по жестовому языку в Японии до сих пор не достаточно, многие объявления и таблички не имеют шрифта Брайля или субтитров, а в поликлиниках не везде предусмотрены аудиосистемы. В результате некоторые люди с проблемами слуха или зрения сталкиваются с ограничениями, а в интернете можно найти сообщения о том, как человека с ограниченными возможностями здоровья, использующего собаку-поводыря, не пустили в какое-либо здание или общественное место. И здесь опять же: скорее мы имеем дело с показателем внимания к каждому такому случаю «недоступности», чем массовости проявлений.

При этом нужно отметить, что бытовая техника и технологии в Японии особенно быстро адаптируются под требования людей с инвалидностью: в последнее время появилась масса голосовых ассистентов, приложений для лиц с ограниченными возможностями здоровья и, например, усовершенствованные модернизированные коляски, что привносит существенный комфорт, но пока ещё не решает всех проблем.
С точки зрения сопоставления развитости доступной для людей с ОВЗ инфраструктуры в Японии и России, важно привести позицию российских волонтёров, побывавших в этой стране.
«Люди-инвалиды в Японии больше воспринимаются как люди с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями. Если я не могу сама постричь себе волосы – я обращаюсь за помощью к парикмахеру. Так же поступают и инвалиды в Японии – на каждую их потребность находится решение. Например, весь общественный транспорт в Японии – доступная среда для инвалидов. В автобусах существуют откидные пандусы, а в автомобилях такси двери открываются автоматически, причём это удобно не только для людей с ОВЗ, но и для всех граждан», — рассказывает выпускница программы «Ты нужен людям!» Университета ИТМО Наталья Старцева. ( https://news.itmo.ru/ru/news/7825/ )
По мнению начальника Управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО Андрея Зленко, «надо понимать, что доступная среда – это не только техническое оснащение. Это значит, что все члены общества приспособлены к жизни, все понимают ситуацию и принимают её. Существуют некоторые отличия в восприятии нами людей с ОВЗ и японцами. Мы привыкли, что обычно, когда кто-то видит человека-инвалида, он испытывает различные эмоции – жалость, шок, стресс и многое другое. Через эти эмоции необходимо пройти и выработать адекватное отношение к таким людям, основанное на равенстве. В Японии это понимание есть. <…> То, что население охотно идёт на взаимодействие с людьми с ОВЗ, – отдельная особенность Японии».
При этом отметим, что согласно недавним опросам общественных организаций, около 80% людей с инвалидностью в Японии живут на доход ниже официально установленного уровня бедности. Вместе с тем ниже уровня бедности в Японии считается доход в 1,27 млн йен в год, после уплаты налогов и взносов, или 105833 йен в месяц. В переводе на российскую валюту по курсу начала мая 2025 года эти суммы составляют, соответственно, 723900 и 60324 рублей.

Последние годы в Японии развивается система квотирования рабочих мест для инвалидов. До недавнего времени компании с численностью свыше 300 человек были обязаны иметь лишь 2,3% сотрудников-инвалидов. С апреля 2024 года этот показатель составил уже 2,5%, а к 2026 году будет 2,7%. Однако, как и в нашей стране, не все фирмы фактически соблюдают данные квоты.
Женщины-инвалиды сталкиваются с удвоенными трудностями: согласно исследованиям, доля представительниц прекрасной половины человечества среди работающих инвалидов составляет лишь около четверти, они чаще занимают низкооплачиваемые должности и сталкиваются с дискриминацией. Ситуацию несколько меняют недавние законодательные поправки: с 2024 года от работодателей требуется предоставлять «разумные приспособления» – например, оборудование специальных мест, адаптацию графика или техники работы – всем работникам с инвалидностью, а не только при найме в государственный сектор, как ранее. Тем не менее, практика исполнения этих требований пока слаба, и многие инвалиды сообщают о том, что им приходится самим напоминать о своих правах или платить посредникам за трудоустройство.
Базовая пенсия по инвалидности (Disability Basic Pension) в Японии выплачивается всем, у кого установлен I или II (тяжёлый или средний) уровень инвалидности, при условии наличия необходимого стажа уплаты взносов в Национальную пенсию. Размеры пенсии по инвалидности в Японии с апреля 2025 г.:
I степень инвалидности: 1 039 625 иен в год (эквивалент — 592 586 рублей в год и 49382 р. в месяц по курсу на начало мая 2025 г.);
II степень инвалидности: 831 700 иен в год (эквивалент — 474 069 рублей в год и 39505 р. в месяц по курсу на начало мая 2025 г.).
Сверх базовой работникам, застрахованным в системе трудовых пенсий, выплачивается и дополнительная пенсия по инвалидности (Disability Employees’ Pension). Её размер индивидуален и высчитывается по специальной формуле, включающей фиксированную часть» за периоды уплаты взносов, «дополнительную часть» за периоды застрахованной работы, «доходную часть», зависящую от средней заработной платы.
С точки зрения участия японских инвалидов в общественной жизни, важным шагом стало избрание в последние годы в законодательные органы нескольких людей с инвалидностью – политики с боковым амиотрофическим склерозом, церебральным параличом и глухотой впервые заявили о себе как о действующих депутатах. Это само по себе символично: появилась надежда на то, что проблемы инвалидов найдут решение на самом высоком уровне.
Закончить наш краткий обзор жизни инвалидов в Японии хотелось бы цитатой одного из россиян, переехавших в страну восходящего солнца:
«В первые годы жизни в Японии мне показалось, что здесь огромное количество инвалидов. Не думаю, что их больше, чем в России. Просто здесь, в Японии, люди с ограниченными возможностями, ничем не ограничены. Они свободно перемещаются по всей стране. Ездят сами на работу или по делам, посещают выставки, концерты, кинотеатры…».
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)
Иллюстрации автора