16+

Часто ли вы пользуетесь услугами коммерческих медицинских учреждений? Ответ на этот вопрос для каждого из наших читателей зависит от множества факторов. Рискнём предположить, что наличие или отсутствие определённого уровня достатка у потенциальных пациентов порой не является решающим показателем для выбора между коммерческими или государственными медицинскими услугами. Здесь значимы и другие составляющие, такие как оперативность, качество, удобство, доступность… Даже психологические факторы из серии: «Я заплачу — и меня лечить будут лучше!», — или наоборот: «Да там одни шарлатаны, им бы лишь деньги с меня содрать!» — не стоит сбрасывать со счетов.

Давайте исходить из того, что государственная медицина в России традиционно обеспечивается бюджетными средствами, включая Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), и бесплатна либо условно бесплатна, как в случае с тем же ФОМС для пациентов. Коммерческие же учреждения работают на платной основе, ориентируясь на клиентов, готовых платить за услуги вне рамок государственной системы здравоохранения. Несомненно, подобная разница создаёт различия в доступности услуг для разных социальных групп населения — граждане с низкими доходами чаще обращаются в государственные больницы, тогда как обеспеченные пациенты предпочитают частные клиники.

Между тем не редки случаи, когда в выбор между платным и бесплатным медицинским учреждением вмешиваются другие факторы. Так, автору этих строк в учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, удалили абсцесс за полчаса с момента обращения. На сколько бы растянулось данное действие в учреждении государственной медицины с учётом записи к терапевту, сдачи всевозможных анализов, осмотра, получения направления и потери времени в очередях на каждом из возможных этапов данного квеста — даже представить сложно. Предположим, что разница в тайминге решения проблемы с абсцессом составляет от условной недели в государственной больнице до 30 минут в частной. Согласитесь, это значимый довод для выбора коммерческого медицинского учреждения. Да и «доступная среда» часто доступнее именно у коммерсантов от медицины. Накладывается сюда и обсуждаемая в обществе нехватка кадров в государственной медицине, обусловленная, среди прочего, тем, что зарплата специалистов в коммерческих медицинских учреждениях часто существенно выше…

семинар по снижению административной нагрузки

Вопрос о различиях и взаимоотношениях государственных и коммерческих медицинских  учреждений обсудили на встрече депутатов Магнитогорского городского Собрания  (МГСД) с заместителем министра здравоохранения Челябинской области Евгением Ваниным в рамках майского заседания указанного представительного органа власти местного самоуправления. В ходе обсуждения председатель МГСД Александр Морозов обратил внимание на то, что количество выпускников медицинских вузов увеличилось, но одновременно вырос и дефицит кадров в государственных медицинских учреждениях, где приёма узконаправленного специалиста порой приходится ждать неделями, если не месяцами.

«Может быть, эта проблема назрела потому, что младший медицинский персонал всё чаще и чаще становится «косметологами», а опытные специалисты  предпочитают учреждения коммерческой медицины из-за более высокой зарплаты?» — обратился Александр Морозов к замминистру регионального Минздрава.

На самом деле, проблема перехода специалистов из государственных медицинских учреждений в частные является актуальной темой в современной медицинской практике. И причин тому множество. Это и отмеченная Александром Морозовым разница в зарплатах медицинских специалистов в разных лечебных учреждений,  и разница в условиях труда и используемом оборудовании,  а также в меньшей административной нагрузке, в разнице уровней мотивации… По всем этим направлениям частные коммерческие медицинские учреждения в настоящий момент опережают государственную медицину, в результате чего проблема перехода специалистов из государственных медицинских учреждений в частные требует комплексного подхода и активного участия государства в обеспечении доступности и качества медицинской помощи населению.

Говоря об излишней административной нагрузке врачей госучреждений, Александр Морозов отметил: 

«У нас существует конкуренция между частными и государственными медицинскими организациями и она нередко неравноправная. Например, частные медицинские организации избавлены от постоянной писанины и отчетов. А в государственной медицине врач должен за месяц написать столько «бумажек» и отчетов для вышестоящих организаций, что это заведомо ставит его в невыгодное положение, отнимая драгоценное, с учетом дефицита специалистов, рабочее время». Возможно ли уменьшить такую бюрократическую нагрузку на наших врачей? Как государственным лечебным учреждениям не проиграть в такой конкуренции?»

Реагируя на поставленные спикером МГСД  вопросы, заместитель министра здравоохранения Челябинской области Евгений Ванин остановился, прежде всего, на выгодном для население взаимодействии государственных и частных медицинских учреждений. 

семинар по снижению административной нагрузки

«Та проблематика, которую вы поднимаете, давно нам известна. Но с «частниками» ни в коем случае нельзя бороться!  Это такая же система, которая существует с нами вместе. Более того, в настоящее время они очень сильно помогают государственной системе здравоохранения и у нас есть такие примеры — более 130 частных медицинских организаций у нас входят в программу государственных заданий, оказывая медицинскую помощь в рамках ОМС», — ответил замминистра регионального Минздрава, подтвердив свои аргументы ссылками на успешную практику помощи частных организаций государственным структурам в тех районах области, где нехватка врачей особенно ощутима.

«Мы надеемся, что благодаря диалогу и трансляции этих положительных примеров, мы станем равноправными партнерами и будем успешно работать на одну цель — оказание медицинской помощи гражданам», — считает Евгений Ванин.

По этому вопросу отметим, что у государства существуют механизмы, чтобы регулировать рынок частной медицины и обеспечивать равноправие и защиту прав пациентов, избежать злоупотреблений и недобросовестной конкуренции. Здесь скорее вопрос в эффективном использовании этих механизмов. Так, например, существующие программы поддержки молодых врачей, включая гранты, стипендии и жильё, помогающие привлечь талантливых специалистов в государственные учреждения, при ориентации этих механизмов на региональные и местные бюджеты не всегда справляются в полной мере.

Отвечая на вопрос об излишней бюрократизации работы медицинских специалистов в государственных лечебных учреждениях, Евгений Ванин сослался на результаты недавнего исследования:

«Мы посчитали: в настоящее время и медицинские организации, и исполнительный орган контролируют и мониторят 3657 показателей! Это огромнейший пласт, который на нас давит, который не даёт нам «расправить крылья». Мы этот реестр подготовили и отправили помощнику министра здравоохранения Российской Федерации. Мы также передали этот список в другие регионы и надеемся, что они нас поддержат и направят этот список на имя нашего федерального министра с просьбой сократить количество показателей, которые мы обязаны контролировать и мониторить».

Так или иначе, а ситуация с сосуществованием частной и государственной медицины сложна и многогранна. Для эффективного функционирования обеих систем необходимы комплексные меры, направленные на улучшение условий труда врачей, повышение доверия пациентов и совершенствование нормативно-правового регулирования отрасли. И в этом контексте озвученная в ходе заседания в Магнитогорском городском Собрании депутатов инициатива по снижению административной нагрузки на врачей государственных медицинских учреждений способна стать одной из составляющих повышения эффективности совместной работы на благо пациентов и здоровья россиян. 

Константин Белихов

Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Иллюстрации автора

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *