Ранее мы уже рассказывали об особенностях жизни, проблемах и мерах государственной поддержки людей с инвалидностью во Франции, в Мексике, в Казахстане и в Японии. Сегодня мы решили перенестись на другую часть земного шара и посмотреть, как живётся людям с ОВЗ в единственном в мире государстве, занимающем целый материк, — в Австралии.
По данным Австралийского бюро статистики ( abs.gov.au ), в 2022 году инвалидность была выявлена у около 5,5 млн австралийцев (21,4% населения). При этом наблюдается существенный рост инвалидов: ещё в 2018 году их в Австралии было 4,4 млн (17,7%). Среди лиц младше 65 лет инвалидность отмечена у 15,0%, а среди старше 65 – у 52,3%. Распространённость инвалидности в Австралии примерно одинакова среди мужчин (21,0%) и женщин (21,8%).
Для сравнения напомним, что, например, в Казахстане доля граждан с инвалидностью — около 4–5% от общего числа населения страны, в Мексике — порядка 5%, во Франции на официальном учёте людей с инвалидностью находится приблизительно 5-6%, а в Японии количество лиц с ОВЗ составляет 7–8% населения страны.
Такой сравнительно высокий процент людей с инвалидностью в Австралии можно объяснить целым рядом объективных и статистико-методологических причин. Среди них, например, широкое определение самой «инвалидности». Так упомянутое нами выше Австралийское бюро статистики в понятие «disability» (инвалидность) закладывает любой физический, умственный, сенсорный или психосоциальный недуг, который ограничивает повседневную активность человека; длится 6 месяцев и более; не обязательно связан с полной утратой трудоспособности или потребностью в уходе. В результате подобный подход охватывает: хронические боли и болезни (такие как артрит, диабет, астма); тревожные и депрессивные расстройства; расстройства аутистического спектра; возрастные когнитивные нарушения (например, деменцию); нарушения слуха и зрения (в том числе частичные); пищеварительные и опорно-двигательные болезни… В результате многие состояния, которые в России, Казахстане или даже в Японии могли бы не считаться «инвалидностью», в Австралии классифицируются как таковые.
Говоря о значительном числе людей с зарегистрированной инвалидностью в Австралии, важно также упомянуть, чтоэта страна, как и другие развитые государства, имеет стареющее население. Ну а как мы все знаем, пожилые люди чаще сталкиваются с проблемами здоровья, снижающими функции организма. Так, среди австралийцев старше 65 лет более 50% имеют инвалидность, а среди граждан в возрасте старше 90 лет инвалидов зарегистрировано более 80%.
При этом в Австралии высокий уровень медицинского выявления инвалидности, активно работает система раннего обнаружения нарушений, включая ментальные и другие, зачастую незаметные, невидимые состояния. Ну а благодаря работе СМИ и властных структур страны, граждане Австралии осведомлены о правах и возможностях получения инвалидами различных мер поддержки.
Говоря о мерах социальной поддержки инвалидов в Австралии, прежде всего, важно выделить систему National Disability Insurance Scheme (NDIS) — национальную схему страхования инвалидности, финансируемую федеральным бюджетом этой страны. Права на участие в NDIS имеют лица моложе 65 лет, являющиеся гражданами или постоянными резидентами Австралии, систематически проживающими в ней. Также, чтобы встать на учёт в NDIS, австралийцу необходимо иметь одно или несколько нарушений здоровья (умственных, физических, сенсорных, когнитивных или других) с постоянным характером, которые существенно затрудняют ежедневную жизнь, в том числе самообслуживание, передвижение, обучение, работу и общение. При этом, чтобы получить поддержку NDIS, австралийцу необходимо подать заявку (Access Request) с медицинскими/оценочными справками о своём состоянии ( ndis.gov.au ) .
После одобрения поданной заявки человеку с ограниченными возможностями здоровья в Австралии присваивается статус участника NDIS и разрабатывается индивидуальный план поддержки. Участники данной программы получают финансирование «разумных и необходимых поддержек в рамках своего плана» ( ndis.gov.au ). Это могут быть: помощь в повседневной жизни (с личной гигиеной, питанием и т.д.), транспорт (в том числе автомобили с ручным управлением), оборудование и технологии (инвалидные коляски, слуховые аппараты и др.), адаптация жилья и транспорта, обучение и развитие навыков, поддержка в трудоустройстве и социальном участии, услуги оздоровления и др.
В Австралии применяется так называемая «основная прямолинейная выплата для инвалидов» – Disability Support Pension (DSP). Максимальная базовая ставка DSP для одинокого получателя составляет $1051.30 в 2 недели. К ней добавляются пособие пенсионера $83.60 и энергокомпенсация $14.10. Таким образом, максимальная выплата по инвалидности в Австралии составляет $1149.00 на человека за две недели. При этом величина выплат может снижаться при наличии у инвалида других доходов или имущества выше обозначенных NDIS лимитов.
Кроме того, в Австралии предусмотрен и ряд других социальных выплат, получаемых инвалидами. Среди них, например, Mobility Allowance – пособие на транспортные расходы для инвалидов, которым необходимо тратить на поездки ( servicesaustralia.gov.au ). Также австралийские инвалиды могут получать образовательные и медицинские льготы, например, бесплатные лекарства и процедуры по ряду программ.

Относительно решения проблем с трудоустройством инвалидов в Австралии отметим, что это страна на законодательном уровне запрещает дискриминацию при приёме на работу. Принятый в 1992 году Disability Discrimination Act делает незаконным отказ в принятии на работу людей по причине их инвалидности ( humanrights.gov.au ). При этом в стране даже работает специальная государственная услуга, в рамках которой инвалидам предоставляется бесплатное консультирование, включающее в себя помощь в составлении резюме, поиск вакансий, обучение навыкам и поддержку на рабочем месте ( servicesaustralia.gov.au ). К слову, такая централизованная государственная система была бы полезна, например, и в современной России.
В целях стимулирования работодателей в Австралии, помимо соответствующих налоговых льгот, принята одноразовая выплата при найме нового сотрудника-инвалида. Она покрывает часть зарплаты (до $1650) в первые месяцы работы инвалида на новом месте и призвана компенсировать расходы работодателя на обустройство этого самого рабочего места ( business.gov.au ).
Принятые в России и во многих других странах квоты для приёма инвалидов на работу в Австралии пока официально не введены. Однако подобные квотам для инвалидов внутренние правила уже действуют в некоторых государственных структурах страны. Например, австралийская федеральная служба поставила цель довести долю сотрудников-инвалидов до 7% в 2025 году ( apsc.gov.au ).
Ну а вопросы создания «доступной среды», столь модные сегодня среди российских чиновников, в Австралии решаются просто: в стране действует Закон о дискриминации, запрещающий создание недоступной среды! Согласно этому закону, в Австралии разработаны и действуют, например, стандарты доступного транспорта или стандарты доступа к помещениям, учитывающие потребности всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, Национальный строительный кодекс включает минимальные требования к «жилью с учётом доступности», например, безбарьерные входы, широкие дверные проёмы и сухие туалеты ( abcb.gov.au ). А то, что все виды общественного транспорта (поезда, автобусы, трамваи и пр.) должны быть адаптированы для инвалидов, закреплено австралийскими Стандартами доступного общественного транспорта ( abc.net.au ).
Таким образом, на уровне государственной политики Австралия создала действенный и эффективный комплекс мер поддержки людей с инвалидностью: от сбора подробной статистики и финансовых выплат — до специализированных программ занятости и норм доступной среды. Ну а некоторые развитые страны могли бы перенять и адаптировать опыт Австралии к своим условиям.
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)
Иллюстрации автора