Ежегодно Благотворительная общественная организация «Апельсин» устраивает для воспитанников учреждений для людей с особенностями здоровья летний лагерь, называемый «Школа самостоятельной жизни». О том, каким счастьем наполнены эти дни, мы расскажем в беседе с директором «Апельсина» Валерией Зориной.

Александр: Привет, спасибо, что согласилась побеседовать! Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о лагере.

Валерия: Александр, добрый день! Рада снова побеседовать. Выезжать с подопечными в лагерь – одна из самых давних традиций нашей организации. Это, поистине, наполненное счастьем и радостью событие для «апельсинового» сообщества подопечных, волонтёров и сотрудников. Мы вместе проводим 7 или 10 дней летом на природе. Общаемся, занимаемся творчеством, спортом, организуем совместный свой быт.

Александр: По каким критериям отбираются ребята, которые поедут? А волонтёры проходят некий отбор?

Валерия: Подопечные не должны иметь ограничений для выезда по состоянию здоровья. Мы оцениваем и то, кто из них в большей степени нуждается в подобном опыте. Если человек в интернате менее социализирован и задействован в активностях, по сравнению с другими, то мы будем стараться включить его в число выезжающих. Таких ребят много среди участников программы «Добровольная индивидуальная помощь». У них есть свои индивидуальные волонтёры, которых, как ты помнишь, мы называем ДИПами. Участие в лагере даёт прекрасную возможность этим парам больше общаться. ДИПы активно помогают вовлекаться своим подшефным в групповые занятия, тем самым способствуя развитию у них навыков общения. Конечно, большое влияние имеет количество ресурсов, которыми располагает организация. Мы зависим от того, сколько денег для проведения лагеря собрали. Это очень сильно сказывается на том, какое сопровождение будем способны обеспечить. Не говоря уже о человеческих ресурсах. Волонтёры — наше всё. Мы берём в лагерь тех, кто уже приобрёл опыт, регулярно выезжая к ребятам в интернаты от пары месяцев и более, и отдаём предпочтение ДИПам, чьи подопечные едут в лагерь. Это не говорит о том, что у новичка совсем нет шансов поехать, но ему придётся пройти дополнительное собеседование с ответственным координатором.

Александр: Какие основные задачи проекта? Социализация? Что-то ещё?

Валерия: Да, социализация – одна из приоритетных задач. При этом у лагеря есть ещё важная миссия – помощь нашим подопечным в освоении, укреплении и расширении навыков самообслуживания. Недаром с течением времени лагерь стал именоваться «Школа самостоятельной жизни».

Александр: Территориально это всегда одно и то же место, или лагерь проходит в разных локациях?

Валерия: В течение 9 лет лагерь проходил в одном месте, достаточно отдалённом от Санкт-Петербурга, под Лодейным Полем. Были сложности с логистикой. В 2022 году мы рискнули поменять наше излюбленное место и провели лагерь на одной из баз отдыха неподалёку от города, в посёлке Васкелово. Волонтёрам было гораздо удобнее добираться, место располагалось недалеко от ж/д станции и основной трассы.

Александр: Как вы решаете проблемы доступной среды? Места проведения лагеря специально оборудованы?

Валерия: Да, мы выбираем места, где будет комфортно ребятам на инвалидных колясках.

Александр: Поскольку лагерь проводится уже не первый раз, ты могла бы поделиться результатами прошлых? Как меняются ребята и их жизнь?

Валерия: Лагерь дарит ребятам много радости, восполняет недостаток качественного общения, внимания. А для кого-то, наоборот, становится пространством, где можно найти для себя минуты тишины и спокойствия, которых очень и очень не хватает в комнате интерната, рядом с шумными соседями. Это эмоциональная перезагрузка, и это физическая активность. Это место, где тебе дают возможность попробовать что-то сделать самому, позволяя ошибиться, попробовать снова и в результате научиться. Ты знаешь, что у многих ребят с ограничениями здоровья есть нарушения речи, у кого-то особенно серьёзные. Как это не странно, но за неделю некоторые наши молчуны начинают лепетать. Почему-то появляется внутренняя свобода говорить, пусть и на своём, только тебе одному понятном языке. В прошлом году у нас была необычная история, как молодой человек научился самостоятельно ходить в туалет всего за неделю жизни в лагере. Учреждение, где он проживал, отправило его со стопкой подгузников. Уверяли, что не умеет себя контролировать.

Александр: Какие культурные мероприятия проводятся во время лагеря?

Валерия: Программа лагеря включает в себя ежедневную физическую активность (утреннюю зарядку, прогулки, спортивные игры, танцы), творческие мастер-классы, постановку итогового спектакля. У каждого участника есть также свободное время, которое он проводит совместно с волонтёром или сотрудником, назначенным на роль его сопровождающего на время лагеря. В прошлом году нам повезло с погодой, и ребятам удалось искупаться в озере. Был концерт живой музыки – специально для ребят приезжал саксофонист.

Александр: Формат лагеря предполагает куда более тесное взаимодействие волонтёров с подопечными. Появляются вследствие этого дополнительные сложности? Если да — то как вы с ними справляетесь?

Валерия: Пожалуй, основная сложность — расставаться и разъезжаться по домам. В прошлом году мы решили, что будет полезно не откладывать встречу на целый год, а всей командой сотрудников и волонтёров, участвовавших в сменах, навестить ребят в интернатах как можно скорее, что мы и сделали. Разговор о том, что расстаёмся ненадолго, и скорая встреча позволили снизить градус переживаний.

Александр: Участвуют ли в проекте лагеря медики, психологи?

Валерия: Да. В лагере всегда присутствует медицинская сестра. В прошлом году с нами были и психологи для супервизорского сопровождения деятельности волонтёров.

Александр: Какая помощь в реализации данного проекта наиболее востребована?

Валерия: Это помощь ресурсами. Нам очень нужны деньги для оплаты аренды, питания и транспорта, бытовые товары, материалы для творчества, оплата труда медика. Волонтёрская помощь, личное присутствие, безусловно.

Александр: Как решаются ситуации, когда человек с более выраженными нарушениями не может что-то, что доступно более здоровому другу?

Валерия: Мы стараемся адаптировать занятия так, чтобы все максимально могли участвовать. Что касается ограничений по здоровью, то такие ситуации нередки в интернатах. Ребята, как правило, знают, что им неполезно, и относятся к этому спокойно.

Александр: Что, на твой взгляд, получают ребята и волонтёры?

Валерия: Ощущение неподдельного счастья, радости, которую ты можешь разделить с другими. Искреннее внимание к твоей личности. Свободу быть собой и быть принятым. Опыт, который меняет тебя кардинально и переворачивает твою жизнь.

Александр: Спасибо большое за интересную беседу! Желаем от всей души, чтобы в этом году всё прошло отлично!

Валерия: Спасибо, пусть так и будет!

Фото Федора Соболева и БОО Апельсин

Александр Меркушев
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Проект реализован при финансовой поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга https://vk.com/kspgovspb

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *