Примерно 20% населения планеты имеют инвалидность, и официальная статистика показывает, что 80% из них безработные. В развивающихся странах ВВП может увеличится на 7%, если предоставлять больше рабочих мест инвалидам. Россия теряет до 60 миллиардов бюджетных денег по той же причине. Но ситуация постепенно меняется к лучшему, и появляется всё больше компаний, которые не ориентируется на стереотипы.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями — важная задача для любого социума. И у нас в стране, и за рубежом этот вопрос решается на государственном уровне. Следует отметить, что проблема не только в низкой заинтересованности работодателей, но и в том, что инвалидам бывает сложно справится со своими психологическими особенностями. Им некомфортно работать среди физически здоровых людей, они считают себя недостаточно квалифицированными.

Но основной проблемой всё-таки остаётся неоднозначное отношение со стороны общества. Особенно это касается публичных профессий, в которых сотрудники должны стать «лицом компании» — сфера обслуживания, ведущие на телевидении и, конечно же, индустрия моды.

Несмотря на то, что приглашать на работу человека с инвалидностью стало последнее время хорошим тоном, и компании подчёркивают этим поступком готовность к интеграции инвалидов в общество, только единицам удаётся пробиться и стать участниками инклюзивного показа мод или фотосессии. Такому человеку нужны особые условия, особый график и просто помощь, а значит лишние финансовые затраты.

Многие просто не хотят разбираться в вопросах найма людей с инвалидностью и убеждены, что от такого сотрудника будет больше проблем, чем пользы. Но проведённое в 2020 году исследование Accenture показало, что если решиться на такой шаг, компания может увеличить свою прибыль в 4,1 раза быстрее за счёт поднятия уровня продаж, примерно в 2,9 раза. По данным, собранным для Всемирного экономического форума, рост доходов составляет 28%, а прибыли — 30%.

Индустрия моды может стать хорошим плацдармом для развития инклюзивного трудоустройства инвалидов. В этом сегменте требуется множество специалистов на разных этапах и должностях. Но пока можно увидеть довольно мало шагов в этом направлении. Некоторые дизайнеры и рекламодатели приглашают моделей на специальные проекты.

В Великобритании, где каждый пятый житель имеет какую-то инвалидность, смогли найти себя в сфере моды и красоты всего лишь 0,02 %, в музыке — 12%, а в технической отрасли — 8%. Генеральный директор The Valuable 500 Джоанна Притчард говорит, что «хотя ей отрадно видеть, как модели с ограниченными возможностями время от времени выходят на подиум, нам хотелось бы наблюдать инклюзивность на всех позициях в секторе, а не только тех, кто участвует в шоу». Она проводит простую параллель с одеждой, утверждая, что в гардеробе должны быть не только яркие и функциональные наряды. Основой должны служить базовые вещи. И инклюзивность должна стать основой бизнеса, а не просто маркетинговым ходом.

Однако моделей с инвалидностью приглашают на показы всё чаще, потому что успешно развивается рынок одежды, подходящей людям с разными диагнозами. «Все наши модели — инвалиды, — говорит Белль Оуэн — smm-менеджер нового австралийского проекта по доступной моде IZ Fashion. Мы бы не стали использовать для этих целей тех, у кого нет инвалидности. Это уникальный опыт, потому что обычно гораздо легче просто найти здоровую манекенщицу, которая может быстро переодеваться и принимать разные позы, в то время как наши модели страдают повреждением спинного мозга, что , конечно, замедляет процесс. Но тем самым мы обучаем людей: например, фотограф, который никогда не снимал людей с инвалидностью, получает возможность обрести новый опыт в работе с нами».

Рабочий процесс, куда включены люди с ОВЗ, действительно требует дополнительных усилий. Нужно помочь человеку добраться до работы, правильно оборудовать рабочее место. «Некоторых ритейлеров может несколько обескуражить стоимость создания полностью инклюзивной розничной среды для коллег с ограниченными возможностями,- отмечает управляющий партнер рекрутинговой группы MBS Элиот Голштейн. Тем не менее, чтобы создать более инклюзивную среду, можно внести некоторые изменения, которые практически не требую затрат, — например, разрешить сотруднику работать в той части офиса, которая больше соответствует его потребностям, позволить кому-то с социальной тревожностью иметь собственный рабочий стол вместо свободного посещения или обеспечить наличие парковки для инвалидов».

Чтобы лучше разбираться в нуждах особых сотрудников, необязательно следовать инструкциям и нормативам. Иногда лучше задать таким коллегам уточняющие вопросы. Здесь тоже проводятся исследования. В 2020 году испанская корпорация Inditex устроила опрос среди своих работников. «Повышение осведомленности сотрудников — особенно полезный инструмент, — говорит представитель Inditex в интервью Drapers. — Мы делаем это с помощью бесед, семинаров, тренингов и внутренних кампаний, в ходе которых работники делятся своими историями. Это помогло создать среду, в которой они чувствуют себя достаточно комфортно, чтобы рассказать о своих проблемах менеджеру, — что, в свою очередь, позволяет принять наиболее подходящие меры». В начале 2023 года компания объявила, что готова увеличить число людей с инвалидностью в штате в два раза, примерно за два года. Больше 1500 человек начнут работу в магазинах, в логистике, на складах и в офисах этой международной компании.

Решение проблемы трудоустройства инвалидов невозможно бес помощи государства и участия глав фирм и предприятий. Чтобы система заработала, в 2019 году появилось агентство  «The Valuable 500». Это объединение управляющих компаний в различных экономических сегментов во всём мире, которые готовы оказывать помощь в вопросах вовлечения инвалидов в работу. Это глобальная задача.

В бизнес-сообщество вошли известные компании не только из мира моды. Например, Farfetch, Marks and Spencer, Fast Retailing, Burberry, Prada Group, Tony Hifiger, Calvin Klein, PVH, Ralph Lauren, Ugg — всего 500 компаний из 41 страны. По заявлениям «The Valuable 500», для заметных сдвигов в лучшую сторону штат фирмы должен насчитывать не менее 10% сотрудников с инвалидностью. «Если мы сумеем заставить бизнес ценить людей с ограниченными возможностями как клиентов, поставщиков, талантов, членов своего сообщества, мы повлияем на решение кризиса неравенства, — рассказывает основательница сообщества Кэролайн Кейси. — Что включает в себя бизнес, включает и общество, то, что ценит бизнес, ценит и общество».

Опрос «The Valuable 500», который был проведён ещё в 2019 году среди её членов, показал, что одной из причин, которые мешают приглашать в коллектив людей с ОВЗ, является отсутствие соискателей на должности. По данным издания «PROfashion российские», предприниматели из мира моды тоже сталкиваются с этой проблемой. Здесь нужно отметить, что это в первую очередь касается людей с заметными физическими недостатками, а если инвалидность не проявляется внешне, её проще скрыть на собеседовании.

Часто люди с инвалидностью не имеют достаточного уровня образования или профессионального опыта, особенно в России. Цифровые технологии дали таким людям больше возможностей — теперь учиться и работать можно дистанционно. Причём образование можно получить бесплатно, не выходя из дома. Например, образовательная программа»Я могу», которая реализуется платформой социальных изменений «todogood». Её участниками могут стать женщины, попавшие в трудную ситуацию, люди с инвалидностью и пожилые люди. Все желающие могут подать заявку, выбрав из пяти программ переподготовки: SMM и цифровой маркетинг, копирайтер, тестирование цифровых продуктов, IT аналитик и финансовый аналитик. Поддержку проекту оказывают преподаватели МГИМО. Помимо уроков по специальности, программа включает мотивационные занятия и профориентацию, психологическую помощь. Всё это делается для того, чтобы люди не только получили новые знания, но и освоились в реальной жизни. Закончив курсы, человек не остаётся один — ему помогут написать резюме и найти работу.

Другим участникам успешной интеграции инвалидов в общество стал центр «Работа I», который появился в 2019 году. Основателем выступил благотворительный фонд «Рауль» из Санкт-Петербурга. Ещё одним его проектом стал стартап «Всё получится!», который помогает маленьким агентствам по трудоустройству.

Идея центра «Работа I» состоит в том, чтобы предоставлять временную работу людям с инвалидностью в компаниях-партнерах, чтобы они смогли набраться опыта, привыкнуть выполнять определённые задачи, работать в коллективе и зарабатывать. А главное — понять, какая профессия подходит им больше всего, и научиться верить в себя. Их активно поддерживают кураторы, помогая составить резюме и пройти собеседование.

Долгое время в число партнёров центра входит Melon Fashion Group, которая даёт возможность поработать, например, в магазинах «Sela». Валерия Рябых, начальник отдела подбора и обучения персонала, отмечает, что компания не решает за счёт особых сотрудников свои производственные задачи — просто есть желание помочь в социальной адаптации. Претенденты проходят две ступени собеседования — личное с директором магазина и pr-менеджером и небольшое тестирование, которое поможет разобраться, с чем человек действительно справится.

«После работы в «Sela» мы должны самостоятельно выйти на рынок труда и конкурировать там на равных с обычными соискателями , — утверждает Валерия Рябых. — У нас есть позиции с ограниченным функционалом под таких сотрудников. Так, в «Sela» специально под проект была создана должность помощника менеджера склада. Сотрудники алармируют товар, вынимают из пакета, выносят в торговый зал. Есть ребята, которым нравится работать с покупателями в торговом зале. Это мы тоже приветствуем.Не менее важным мы считаем вопрос дисциплины: работать по установленному графику, взаимодействовать с коллективом. Кроме того, нужно время, чтобы раскрыть каждого человека помочь ему преодолеть внутреннюю замкнутость».

Возвращаясь к государственной поддержке в этой сфере, хочу заметить, что с сентября 2022 года вступили в силу нормы квотирования рабочих мест. Процент рабочих мест, предоставляемых инвалидам, зависит от общего числа сотрудников организации — не более 5%. если штат составляет от 35 до 100 человек, и 2-4%, если на предприятии работает более 100 человек. Регионы имеют право самостоятельно устанавливать квоты. За нарушение в сфере квотирования, если нет оснований для отказа в приеме на работу, и причиной стали только проблемы со здоровьем кандидата, работодатель понесёт административную ответственность. Штрафы получат и организация (от 30 до 50 тысяч рублей), и лицо, принявшее решение (от 5 до 10 тысяч рублей). Такие меры прописаны в статье 32 Закона о соцзащите и регулируются частью 1 статьи 5.42 КоаП.

В прошлом году в рамках проекта «Открыто для всех» от Агентства стратегических инициатив был создан новый пакет мер по государственной и частной поддержке бизнесменов, готовых взять в штат людей с инвалидностью. Там говориться о необходимости введения субсидий для зарплатного фонда, дополнительных выплат кураторам, компенсации затрат на организацию правильного рабочего места, о создании специальных учебных программ по общению с такими людьми. Отдельным пунктом прописано, что не нужно отбирать у инвалидов льготы и социальные выплаты при официальном трудоустройстве.

Сейчас идёт обсуждение возможности создания в нашей стране единого реестра предпринимателей, готовых работать с инвалидами. Участники этого списка получат официальный статус, помощь местных органов власти, а также приоритет в тендерах на социальные проекты. Перечень будет создаваться на основе Национального инклюзивного договора (НИД), который уже подписали представители 20 российских компаний, включая РЖД, Билайн, Благотворительный фонд «Сбера» «Вклад в будущее», Студия Артемия Лебедева и другие.

«Необходимо научить бизнес видеть экономическую выгоду от найма сотрудников с инвалидностью, а также производства товаров и услуг для таких людей», — сказала Ольга Бурневская, сооснователь компании Diversity Brand Russia. Аналитические данные центра НАФИ показывают, что бизнес в нашей стране лишается около 60 миллиардов рублей из-за нежелания нанимать к себе инвалидов.

По статистике от РООИ «Перспектива», на июль 2021 года в текстильной промышленности работают 2896 человек с различными диагнозами, на производстве одежды — 4924, а в кожевенной отрасли — 2927.Это значительно меньше, чем в других сферах деятельности.

Вовлечение людей с инвалидностью в производственный процесс сопряжено с некоторыми сложностями, но если рискнуть, эти вложения принесут хорошую прибыль. Например, в Бангладеш в 2015 году появился центр «The Inclusive Job Center» (IJC), созданный совместно с правительством Германии для помощи людям с инвалидностью в поиске работы в сфере производства одежды, учитывая их права и возможности.

Если учесть, что в Бангладеш живут около 3,2 миллиона людей с инвалидностью, и примерно столько же здоровых людей занято в текстильной промышленности, получается, что страна использует далеко не весь потенциал. Понимая масштаб проблемы и видя основным препятствием в трудоустройств инвалидов отсутствие нужных навыков, государство выделило для этой категории 5% мест в специализированных учебных заведениях. Постепенно адаптируются и учебные программы.

Множество предприятий проконсультировали по созданию доступной среды и установке нужного оборудования. Поставили звуковые и визуальные сигнализации, лифты, пандусы и поручни, пиктограммами и цветными вывесками отмечены аварийные выходы и санузлы.

Опыт Бангладеш доказал, что проблемы со здоровьем не мешают людям работать, и особые сотрудники положительно влияют на атмосферу и дисциплину в коллективе, что повышает производительность на предприятии.

Российские предприниматели тоже постепенно учатся видеть в работе с инвалидами положительные стороны., хотя пока официальное трудоустройство таких людей больше воспринимается как благотворительность. В нашей стране считается, что люди с ОВЗ могут выполнять только простые действия. Они занимают должности подсобных рабочих или выполняют задачи, не требующие образования и навыков — очистка одежды от ниток, глажка, комплектование, упаковка. Как следствие, у них нет карьерного роста и морального удовлетворения. Работодатели сталкиваются с нежеланием некоторых работников брать на себя ответственность, в том числе из-за низкого уровня интеллекта, сложностей в коммуникации и необходимости перепроверять работу.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходим системный подход к решению вопроса по предоставлению рабочих мест людям с инвалидностью. Подготовку к самостоятельной жизни нужно начинать ещё в школе — выделять бюджетные места в учебных заведениях разного уровня, снижать налоги для социально ориентированных предпринимателей, разрабатывать обучающие коммуникативные программы. Для ускорения положительных сдвигов в этой области следует консультироваться не только со специалистами и представителями бизнеса, но и с будущими работниками, то есть с людьми с ограниченными возможностями, которые знают проблему изнутри.

Фото из открытых источников

Светлана Яшманова

специально для Агентства Особых новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *