Центр «Большие возможности»

Каждый человек имеет право выбирать, где учиться и работать, как проводить свободное время и отдыхать. Однако для людей с инвалидностью этот выбор зачастую сужается, ведь далеко не все объекты и услуги адаптированы к их потребностям. О том, как можно повысить качество жизни человека с ограничениями по здоровью через формирование доступной среды в учреждениях культурной, социальной направленности, мы поговорили с доцентом Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, директором автономной некоммерческой организации «Центр социокультурных практик «Большие возможности»» Ией Ростомашвили и специальным психологом Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Санкт-Петербурга, консультантом Центра «Большие возможности» Юлией Ломакиной.

Центр «Большие возможности» открылся в ноябре прошлого года. Как он был организован?

Ия: Я сама давно занимаюсь различными проектами в сфере музеев, театров, но когда ты работаешь под эгидой какого-то руководства, то многие вещи нужно согласовывать со своим работодателем. Из-за этого не всё получается реализовать именно в том ракурсе, в каком хочется. Приходилось половину своих идей оставлять на стадии зарождения, потому что они не всегда были интересны руководству.  Поэтому мы решили создавать своё дело и  работать над своими задумками.

Чем занимается центр?

Ия: Консультированием,а также мы проводим тренинги, мастер-классы, семинары, круглые столы, форумы. Одна из наших задач – консолидация на какой-то одной площадке людей разных специальностей, интересующихся  инклюзией. Например, в декабре у нас был форум «Преодолевая границы», и в его рамках состоялась дискуссия «Инклюзия – это проблема или возможность?», где мы собрали вместе представителей туризма, образования, театра, музейной сферы, медико-социальной экспертизы, духовной сферы. За  одним столом мы говорили про инклюзию, как каждое из этих направлений её видит.

А к вам люди сами обращаются за консультациями, или, наоборот, вы приглашаете экспертов на мероприятия?

Ия: Когда мы проводим мероприятие, то приглашаем мы сами – тех, кого хотим видеть, кому хотим дать слово. А нас приглашают, когда нужна наша поддержка. Например, мы проводили инструктаж по этике и взаимодействию с инвалидами по зрению в рамках фестиваля спектаклей с тифлокомментированием и переводом на РЖЯ (русский жестовый язык). Для того чтобы этот фестиваль запустить, нужно было подготовить персонал театров. Они должны знать и понимать, как встречать разных гостей. С Эрмитажем мы тоже недавно взаимодействовали, там 18 сентября начался фестиваль «Искусство в ощущениях. Ампир». Ещё до его старта, в течение двух дней, мы работали с персоналом, давали необходимые пояснения по работе с людьми с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

А какие-то постоянные проекты у центра есть?

Ия: На регулярной основе у нас музейный проект, мы постоянно на связи с музеями города, и не только Петербурга.

А с какими музеями, например?

Ия: Эрмитаж, Русский музей, Музей истории религии,Музей Фаберже, Манеж, Исаакиевский собор, музей Ахматовой.

Вы только с петербургскими музеями работаете?

Ия: И с областными тоже, например, с парком Монрепо, Выборгским замком. Что касается других регионов, то мы не теряем связь с теми, с кем познакомились на наших мероприятиях, круглых столах: если кто-то хочет что-то спросить, то они пишут, мы отвечаем. Нет такого, чтобы мы провели круглый стол, и всё. Участники потом задают вопросы, приглашают к себе. К примеру, после одного из круглых столов, проведённых нами, я получила приглашение от коллег выступить в Хабаровске на конференции ресурсного центра вуза по музейной тематике. Со специальными библиотеками России также сотрудничаем.

А в разработке доступной среды в библиотеках участвуете?

Ия: Доступную среду организовывать психологи не могут. Доступную среду нужно чётко делить на две составляющие – это архитектурная доступность (например, подходы к зданию), которой занимаются только инженеры, строители. Мы этого не можем сделать. А вот мы, психологи, касаемся исключительно  второго её компонента − доступности услуг. Вот здесь мы рассказываем, как поздороваться, как ознакомить с необходимой информацией, как помочь подобрать материал, литературу, как сопроводить, если надо. Я занимаюсь тем,  чтобы программы, которые  реализовывают в библиотеках, были понятны и комфортны.

Также мы работаем со Сбербанком. Обсуждаем вопросы, как сделать банковские услуги более доступными, как донести информацию в удобной для незрячего человека форме, какие функции, помогающие человеку с проблемами зрения, есть у банкоматов, как должно проходить взаимодействие с оператором отделения, насколько мобильное приложение Сбербанка адаптировано для слабовидящих.

 Также специалисты центра «Большие возможности» поделились опытом работы с туристическим клубом «Дача», где Юлия Ломакина провела несколько полезных мастер-классов.

Юлия: На территории клуба много коттеджей, где люди отдыхают, также  там есть отель, и в этом отеле решили приготовить номер для инвалидов-колясочников. Но в то же время руководство клуба заинтересовалось и другими категориями гостей с проблемами здоровья, и у нас был совместный мастер-класс со специалистом, который работает с глухими людьми, с теми, кто страдает аутизмом, с незрячими. Сотрудники хотели узнать, как работать с такими людьми, когда такой гость приехал, каким образом рассказать об услугах отеля, как потом поддерживать гостя и нуждается ли он в подобной поддержке, когда он уже заселился. 

Один из наших специалистов, например, предложил, чтобы при заполнении заявки на сайте этого клуба в анкете был вопрос, есть ли у человека какие-то ограниченные возможности здоровья и в какой конкретно помощи он нуждается.

А вы можете рассказать ещё про вашу работу в «Больших возможностях». Вы как психолог чем занимаетесь?

Юлия: Во время инструктажей, мастер-классов я рассказываю о психологической стороне вопроса. Если Ия Евгеньевна берёт в этой ситуации на себя методологическую, комплексную подготовку, то я занимаюсь именно психологической. Я рассказываю о том, кто такие незрячие люди: это не определённая каста, это люди, которые живут с нами рядом. И что чаще всего незрячим людям нужна помощь скорее технического порядка. К сожалению, окружающие не всегда это понимают. И получается, что зачастую помощь заключается в том, чтобы взять и сделать так, как хочет человек, который решил оказать помощь.

Как опыт, который вы приобретаете здесь, в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, помогает вам в центре «Большие возможности»?

Юлия: Он даёт доступ к другой стороне. Если здесь я работаю всё время с инвалидами по зрению, то у Ии Евгеньевны я работаю с другой стороны, то есть с поставщиками услуг, с теми, кто пытается помогать инвалидам по зрению. И это очень здорово, потому что можно донести до тех, кто будет оказывать необходимые услуги, информацию, проверенную на опыте, рассказать, как действительно можно помочь инвалиду и что нужно для того,  чтобы он чувствовал себя комфортно.

А вы сами выстраиваете программы тренингов, или вам что-то по запросу предлагают?

Юлия: В программе мы обязательно показываем основные моменты, связанные с оказанием ситуационной помощи, то есть помощи инвалиду вне его жилища. На улице, в транспорте, в учреждениях. Если речь идёт об организации, то консультируем относительно доступности входной группы и информационных табличек, о том, как помочь человеку получить те услуги, которые данное учреждение оказывает.

Когда мы проводим инструктажи для каких-либо организаций, безусловно, есть и запросы. Например, когда просят проконсультировать службу безопасности, чтобы объяснить, как правильно встречать людей с инвалидностью на входе. Тогда мы выстраиваем работу исходя из концепции ситуационной помощи.  Допустим, в Эрмитаже служба безопасности работает только в фойе. Мы оцениваем  расположенные там рентгеновскую установку, металлоискатели, гардероб, турникет. Поясняем, что может вызвать затруднения, как это разрешить.

Ия: У нас ещё есть экскурсионный проект, когда мы подбираем экскурсионную программу и приглашаем на данный маршрут незрячих. Были организованы экскурсии для незрячих людей в Кронштадт, в Мариинский дворец, в Малый Эрмитаж,  Практически в каждом районе есть подразделение общества слепых. Мы передаём информацию специалистам, а они по своим каналам информируют всех желающих. Группы собираются в 10-15 человек.

И ещё один наш проект − это, конечно, подготовка волонтёров. Для этого нас привлекают музеи. Я готовила волонтёров в Русском музее, мы с Юлией готовили волонтёров Эрмитажа.

Кроме того, у нас была совместная работа со специалистами системы МЧС. Это пока только один мастер-класс под названием «Ключ к безопасности». Акцент на встрече был на том, как помогать пользователю собаки-проводника. Дело в том, что у МЧС есть позиция, что первично они спасают человека. Домашние животные тоже относятся к категории объектов, которых нужно спасать, но если жизни человека угрожает более значительная опасность, то спасать будут именно его. Мы объяснили им, что собака – это  глаза незрячего человека. И не спасти собаку-проводника нельзя, потому что даже если вывести, вынести из огня незрячего человека, то куда же он дальше без собаки? А вот именно собака может помочь ему выйти из этого эпицентра. Для них это было откровением. Они раньше никогда не задумывались, что собака-проводник на особом положении не только у незрячих, но и у государства. Потому что для государства её воспитание стоит немалых денег, и собака сегодня официально входит в реестр федеральных технических средств реабилитации.

Во время тренинга владельцы собак-проводников познакомились с оборудованием, используемым при спасательных работах, а также попробовали лечь на носилки вместе со своим четвероногим помощником, и специалисты МЧС отработали способы фиксации человека вместе с собакой на одних носилках.

Мы надеемся, что такие полезные мастер-классы обязательно будут повторяться!

Всегда открыты новым проектам и новому сотрудничеству!

Ссылка на группу АНО «Большие возможности» ВКонтакте.

Беседовала Юлия Ильина

Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Фото предоставлены АНО «Большие возможности»

Проект реализован при финансовой поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга https://vk.com/kspgovspb

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *