Появление в семье ребёнка – всегда событие для родителей. И чаще всего, конечно, радостное. Но иногда случается, что у мамы и папы без какой-либо инвалидности рождается малыш с ограниченными возможностями здоровья.

Например, у семейной пары без нарушения зрения может появиться на свет незрячий или слабовидящий ребёнок – и наоборот. В этом случае становится актуальным ряд вопросов: как воспитать достойного человека, толерантного к людям с инвалидностью и, что важнее, не стыдящегося собственных особенностей, а самое главное – когда, в каком возрасте, лучше всего говорить с ребёнком о слепоте?

Прежде всего, самим родителям стоит обратить внимание на тот факт, что положение любого инвалида в обществе и его восприятие этим обществом отлично от того, что свойственно обычным людям, и понять, почему так происходит. Это, во-первых, поможет подготовиться к разговору, а во-вторых, позволит донести до ребёнка максимально полную и честную картину, когда придёт время.

Американский социолог Ирвинг Гофман считал, что в обществе существует так называемая физическая стигматизация, то есть негативное отношение к тем, у кого есть инвалидность или другие отличительные признаки. Основа стигматизации – общественные стереотипы, «мифы», часто не имеющие за собой достойных оснований. Также формирование стигм может быть следствием недостаточной эмпатии.

Стигматизация способна оказать сильное влияние на самоидентификацию ребёнка. Идентичность человека формируется параллельно с психологическим развитием личности. Она складывается одновременно из индивидуальных черт и из черт, присущих окружающим людям. Поэтому ребёнок может причислять себя к группе «нормальных людей» и придерживаться её, а людей с инвалидностью, в частности слепых, отторгать, руководствуясь как раз общественными стигмами и стереотипами. В таком случае для ребёнка становится крайне важным ни в коем случае не быть похожим на незрячего. Отсюда и агрессия, ярое неприятие «обычными» людьми незрячих.

Сами лица с проблемным зрением тоже подвержены стигматизации, только работает она иначе. Такие люди, видя, как к ним относится социум, могут сами начать думать, что с ними что-то не так. Ещё бы – попробуй не засомневайся в себе, когда большинство только и делает, что подчёркивает верность сомнений. Так стигма: «Незрячие – отклонение от нормы и вообще неполноценные люди» закрепляется,  процветает, поддерживаемая социальными установками.

Вот почему так важно, чтобы общество и в первую очередь сами незрячие и слабовидящие разрушали стереотипы. И именно поэтому стоит с малых лет говорить о проблеме слепоты, не замалчивая её, формируя тем самым правильные жизненные установки. Ведь таким образом можно почти напрямую влиять на сложившиеся стигмы, разрушая их. А чем меньше стигм – тем лучше и комфортнее будет жизнь как незрячих и слабовидящих, которых не будут принижать из-за их особенностей, так и людей без нарушений зрения.

Теперь, разобравшись в первоосновах восприятия обществом людей с проблемным зрением, поговорим о том, как стоит вести себя зрячим родителям, если у них родился слепой малыш.

По мнению Дениса Игоревича Клайды, педагога-психолога, говорить с ребёнком о его зрении нужно с самого раннего возраста, постепенно подготавливая его к более серьёзному разговору, не ставя малыша перед фактом слепоты, дескать: «Ты слеп. Смирись». Подобные обсуждения нужно проводить очень осторожно, да и сами родители должны быть к ним готовы. Иначе высок риск травмировать неокрепшую детскую психику.

Также родителям стоит стимулировать ребёнка изучать мир доступными ему средствами: через слух, обоняние, осязание. При этом важно помнить: зрячий малыш сам пытается познавать мир, а вот слепому или слабовидящему — сложнее – ведь у него нет зрительного слоя восприятия, поэтому помощь папы и мамы крайне необходима.

Ещё одним важным моментом является то, что незрячего ребёнка нужно обязательно снабдить теми навыками и информацией, посредством которых он сможет сам за себя постоять и обезопасить свои действия даже при том, что сам не видит. Проблема здесь в том, что многие родители, зная, что у их ребёнка проблемы со зрением, наоборот, слишком переживают о нём, опекают и берегут, считая, что без их помощи ему никак не справиться. Это очень большая ошибка, из-за которой страдает умение человека самому выходить победителем из различных жизненных ситуаций, а ведь умение это важное – мама и папа рядом будут не всегда.

            Другая распространенная родительская ошибка — ограничение круга общения своего чада из опасения, что кто-нибудь из детей начнёт расспрашивать его о слепоте и ненароком травмирует. Здесь важно не забывать – дети подчас не могут осознать, что подобные действия родителей есть не что иное, как попытка их защитить. Столкнувшись с этим, они, скорее всего, начнут искать проблему в себе: «Если мне запрещают — значит, я что-то делаю не так, верно?» — именно так в большинстве своём рассуждают дети.

            Однако если постепенно объяснять ребёнку нюансы его слепоты, то вскоре он научится себя воспринимать как полноценного человека, да и вопросы типа «что у тебя с глазами» в тупик его не поставят.

            Это вновь подводит нас к мысли о том, почему нужно с юных лет объяснять детям, что такое слепота, чем мировосприятие зрячих отличается от восприятия слепых, а главное – что отсутствие зрения вовсе не обязательно является преградой к полноценной жизни.

            Разумеется, важно, чтобы родители принимали своих детей, несмотря на слепоту, тогда они, чувствуя поддержку, сами будут стремиться к гармоничному развитию, к тому, чтобы быть достойными людьми.

            Но, к сожалению, нередки случаи, когда родители не принимают незрячего ребёнка. И исправить это сложно, по крайней мере, советовать что-либо в подобной ситуации однозначно нелегко.

            Единственное, что можно сказать совершенно уверенно, так это то, что уже врачам следовало бы быть честнее с такими вот папами и мамами, сразу говоря им о неизлечимости определённых видов слепоты. Возможно, тогда большее число незрячих или слабовидящих детей обретали бы полноценное детство, которое пусть и окажется не лишено некоторых трудностей, но всё же не будет превращено в тщетные попытки вылечить не поддающееся лечению. Да и родителям тогда, возможно, было бы проще принять своих детей и их особенности.

Фото из открытых источников

Игорь Гармаш

Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *