Когда мы читаем какую-нибудь книгу, мы всегда представляем себе, как выглядят герои, интерьеры помещений, улицы, описываемые на страницах романа или повести. Такая работа воображения помогает по-настоящему глубоко прожить литературное произведение. Но людям с проблемами зрения, получающим значительно меньше зрительной информации из окружающего мира, сложнее сформировать полные и красочные мысленные образы. И помочь им в этом призваны тактильные выставки, которые периодически устраивает библиотека для незрячих и слабовидящих в Петербурге.

Одна из таких экспозиций связана с именем русского классика XIX века Николая Гоголя и его романом «Мёртвые души». Она получила название «Мёртвые души — живые образы». Выставка открылась ещё в 2017 году и уже успела объехать много библиотек Петербурга и Ленинградской области и даже побывала в других городах, например, в Саратове и Архангельске.

Основная задача выставки — создать осязаемые объекты, которые при тактильном знакомстве расскажут посетителям о главных героях романа. В каждом арт-объекте собраны наиболее характерные черты, отражающие  внутренний склад персонажа.

Так, сам Павел Чичиков символично передан через дорожный чемоданчик и колесо рессорной брички. Путешествуя между имениями помещиков, он постоянно находится в дороге, а внутри шкатулки хранит так необходимые ему для заключения своих бесчестных сделок предметы: чернильницу и перья для письма, денежные билеты, сургучную печать.

Первым, кому Чичиков наносит визит, становится Манилов. Его неопределенность, привычка бросать начатое на полпути, излишняя мечтательность, которая не ведёт ни к каким реальным плодам, на выставке представлены в виде такого же неясного предмета, лишенного законченности. Это композиция, имеющая черты и стула, и окна, и колонны, и балюстрады, окрашенная в бледно-голубой цвет и немного потёртая, как и всё в поместье Манилова.

Следующая помещица, Коробочка, бережлива до скопидомства. Ничего не выбрасывая, она привыкла прикладывать любую вещь, даже самую старую и отжившую свой срок, к делу. Её хозяйство основательно, а владелица поместья, по словам самого Гоголя, «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Потому и образ Коробочки на выставке воплощён в небольшом комодике со множеством полочек, в которых лежат холщовые мешочки с монетами. Страсть к накопительству у героини романа настолько сильна, что её медлительность при совершении сделки связана не с моральным предубеждением против продажи душ уже умерших людей, а с боязнью продешевить.

О Ноздрёве на выставке напоминает шарманка — она была и в доме у самого помещика, причём, будучи поломанной, играла свои три мелодии вразнобой. Точно так же и сам Ноздрёв − говорил много и невпопад, часто привирал и много хвастался. А азартную сторону натуры героя отражает шашечная доска, разместившаяся на крышке шарманки.

К Собакевичу на выставке отсылают предметы огромных размеров, которыми пользовался герой в повседневной жизни: стул, деревянная посуда. Помимо габаритов, напоминающих физическую мощь персонажа, эти вещи отличает также грубость исполнения, соотносящаяся с приземлённостью натуры Собакевича. Его интересы замыкались лишь на хозяйстве, которое было таким же основательным, как и он сам.

Наконец, последний помещик, с которым имеет дело Чичиков, − это Плюшкин. Дошедший до всех пределов скупости, он копит в своём поместье старый хлам, не желая ни с чем расставаться. Господский дом с обваливающейся штукатуркой, заросший, заброшенный сад, бедные избы по всему поместью и сам хозяин, одетый в засаленный, сшитый из кусков тряпья халат, навевают ощущение крайней разрухи и запустения. Поэтому Плюшкин представлен в образе старого, разваливающегося стула с прикрепленной к нему связкой ключей — их герой всегда носил с собой. А символом души Плюшкина является засохшая лимонная корка, примостившаяся на стуле.

Ещё на выставке «Мёртвые души — живые образы» есть небольшая этнографическая часть, рассказывающая о том, чем жили крестьяне того времени и каковы были их занятия. Предметы, которые могли бы принадлежать печнику, сапожнику, плотнику и бурлаку, можно взять в руки и потрогать.

Завершает экспозицию деревянная дуга, символизирующая саму Русь. У Гоголя в конце романа присутствует образ птицы-тройки — упряжки из мчащихся вперёд лошадей, находящейся в постоянном вихре движения.

Выставку дополняют издания произведений Гоголя, выполненные плоской печатью, укрупнённым шрифтом (чтобы человек с ослабленным зрением имел возможность читать без очков), а также шрифтом Брайля. Также есть и аудиоверсии литературных произведений (на дисках и флеш-картах).

Незрячим посетителям ориентироваться на выставке помогает аудиоручка. Устройство работает в паре с аудиометками, прикреплёнными к каждому экспонату: чтобы прослушать информацию, достаточно навести ручку на метку.

Экспозиция «Мёртвые души – живые образы» открыта в выставочном зале библиотеки, который появился в здании в 2011 году. Изначально зал был задействован под проект «Галерея на Стрельнинской», посвящённый творчеству незрячих художников и скульпторов. Позже границы проекта стали расширяться, и к нему подключились авторы с самыми разными проблемами здоровья.

Юлия Ильина, специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *