8 сентября в рамках конкурса «Невская Краса 2023» состоялся форум, посвящённый доступности инклюзивного образования – высшего и среднего профессионального.

Перед конкурсантками на мероприятии выступили представители различных учебных заведений Петербурга: научно-методического ресурсного центра инклюзивного и дуального образования Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Центра обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, СПб ГБУ  «Профессионально-реабилитационный центр», Российского государственного гуманитарного университета, а также Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья РГПУ им. Герцена. Также о своих образовательных программах рассказали специалисты из Института культурных программ, курирующие проект «Многомерность культуры».

Открыла форум президент общественной организации инвалидов «На коляске без барьеров» Юлия Яганова.

«Я считаю, что каждый, независимо от своих физических ограничений, должен иметь возможность получить образование того уровня и той направленности, которая действительно нужна и интересна человеку и будет в дальнейшем способствовать его реализации в этой жизни», − сказала Юлия Яганова.

Отдельное внимание на форуме уделили движению «Абилимпикс», помогающему людям с инвалидностью принять участие в конкурсах профессионального мастерства. «Абилимпикс» даёт возможность студентам с ограниченными возможностями пробовать свои силы в тех компетенциях, которые смогут пригодиться им в будущей трудовой жизни, а также выигрывать призы, денежные сертификаты и, конечно же, путешествовать и знакомиться с новыми людьми.

Спикеры от РГПУ им. Герцена рассказали об особенностях подготовки специалистов в области инклюзивного образования и о том, с какими сложностями приходится сталкиваться при адаптации учебных пособий для незрячих и слабовидящих: аудиоварианты для учебников, когда дикторы просто начитывают письменный текст, не могут в полной мере передать иллюстративный материал, а особенную трудность вызывает расшифровка математических и экономических формул.

Представители от СПБГЭУ Ирина Давыдова и Наталья Мюллер поделились со слушателями опытом работы Центра обучения инвалидов внутри самого университета. У Центра есть много интересных и очень полезных идей, которые существенно облегчают жизнь студентам с проблемами здоровья. Одна из них – это составление индивидуального расписания, где отмечены те занятия, которые учащийся обязательно должен посетить очно. Часть других тем доступна для самостоятельного изучения. Когда у студента есть такой график, он заранее может планировать, например, прохождение курса реабилитации, зная, в какие дни ему можно освоить материал дистанционно.

Развитие инклюзивного образования – это постоянное движение к лучшему. Оно формируется при нас, в наши дни, и нужно уметь своевременно реагировать на любые возникающие проблемы. Так, в Центре обучения инвалидов рассказали, что стараются всегда реагировать на нужды своих особенных студентов: например, специально для незрячих все названия нужных кабинетов и кафедр были продублированы на табличках со шрифтом Брайля. Активно используется для подготовки к занятиям и брайлевский принтер.

А Галина Рачина, руководитель отдела профотбора и профпробы «Профессионально-реабилитационного центра» (техникум для инвалидов), познакомила конкурсанток и гостей форума с программами своего учебного заведения, готовящего мастеров по декоративно-прикладным ремёслам, закройщиков и портных, делопроизводителей и художников росписи по дереву, операторов информационных систем и изготовителей художественных изделий из керамики. В учебный процесс включено социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение.

Ольга Гаазе, директор Института культурных программ, презентовала проект «Многомерность культуры», помогающий петербуржцам соприкоснуться с прекрасным и побывать в музеях, театрах, выставочных галереях, забыв о физических ограничениях. В рамках проекта планируют также организовать обучение гидов – пока программа курса находится в разработке.

Говоря об инклюзивном образовании, нельзя пропустить такую важную деталь, как доступность зданий, где расположены учебные заведения, а также удобство общественного транспорта, которым нужно воспользоваться для посещения очных занятий. Алёна Болдышева, заместитель генерального директора  по связям с общественностью компании «Говорящий город», рассказала об этой полезной системе, упрощающей жизнь маломобильных людей. У «Говорящего города» есть своё мобильное приложение, дающее возможность лучше ориентироваться в городе, – узнать, как безопасно перейти дорогу, какой автобус подъезжает к остановке, где найти вход в кафе.

Конкурсантки Невской Красы задали спикерам форума интересующие их вопросы и обменялись контактами.

Юлия Ильина, специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Фото Фёдора Соболева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *