Лид: Андрей Рожков — герой нашего сегодняшнего интервью, у которого есть определённые проблемы со здоровьем, но он не считает это помехой, чтобы жить полноценной жизнью. Он родился и вырос в Санкт-Петербурге, но позже переехал в Сергиев Посад. С самого детства наш герой увлекается футболом и болеет за Зенит – команду из родного города. Благодаря тому, что он ездит на многие выезды с командой, Андрей побывал во многих городах и интересных исторических местах. За двадцать лет он был более, чем на ста выездах любимой команды и посетил примерно столько же матчей в Санкт-Петербурге. Также Андрей увлекается шахматами, участвует в любительских турнирах.
Анастасия: Как давно Вы болеете за Зенит? С чего это началось? Болели ли Вы за другие команды?
Андрей: За Зенит болею уже без малого двадцать один год. Футболом начал интересоваться в далёком 1998-м, тогда довелось в полном объёме посмотреть ЧМ во Франции, гол Лорана Блана Парагваю и дубль Зинедана Зидана в ворота Бразилии, врезались в память, как молния во время майской грозы. Поэтому переход к чемпионату России дался мне легко. Смотрел матчи, как будто это было последнее, что я в своей жизни видел. Сожалел только о том, что первый круг турнира пропустил.
Анастасия: Что было такого в команде Зенит, что Вы не нашли в других командах лично для себя?
Андрей: Здесь всё просто. Дело в том, что сам я родом из Питера — моя малая родина. Здесь познакомились мои родители, и похоронены бабушка и дедушка.
Анастасия: Как Вы в первый раз приехали на игру Зенита? Это был официальный выезд, или игра проходила в Санкт-Петербурге? Чем она Вам запомнилась?
Андрей: Первым живым походом на футбол был матч ЦСКА-Зенит второго мая 1999 года. Как сейчас помню, мы с батей поехали на игру, тепло одевшись, мало того, что было прохладно, так ещё лил дождь, плавно переходивший в мокрый снег. Игра проходила на старой «Песчанке», стадионе ЦСКА. Дул сильный, пронизывающий ветер с лёгким снегом, хотя во время игры на него не обращаешь внимания. Голы Панова и Поповича у Зенита, дубль Кулика у коней. Вот, наверное, и всё об игре. А через две недели случился памятный финал кубка с голами Панова и Романа Максимюка, а потом ещё победа сборной на Стад де Франс, которые меня окончательно убедили, что Зенит моя команда раз и навсегда.
Анастасия: Были ли на выездах какие-то сложности, и в чём они заключались лично для Вас?
Андрей: С 2003-го начал ездить один. Особых сложностей нет. Да и не считаю я ДЦП особой проблемой.
Анастасия: Были ли у Вас на выездах забавные случаи?
Андрей: За те двадцать лет, что катаюсь за Зенитом, я успел посетить больше 250-ти матчей живьём — 121 выезд и 131 домашний матч. Много чего повидал. Был на «золотом матче» в Раменском в 2007-м, поехал вместе с другом из Сергиева Посада. Билетов было не достать, решили, что поспрашиваем у барыг на месте, но цены у них оказались неподъёмными. Долго гуляли вокруг стадиона, думалось уже, что надо искать кафе, чтобы увидеть игру хотя бы по телевизору. И тут мой друг купил фейковый билет за полторы тысячи. С этим билетом мы вдвоём пришли к выходу на гостевую трибуну. Там как раз полицейские открыли ворота, народ хлынул, и нас общим потоком занесло на сектор. Эта была фантастика! Вдвоём по одному билету попасть на такое событие.
В 2018-м у меня случился первый «двойник» Астрахань-Махачкала, нас поехала целая компания. Довелось увидеть не только матчи, но и отведать арбузов, ухи и чёрной икры, чуть-чуть. Побывали мы и в Дербенте в древней крепости Нарын-Кала, где начинается Великий шёлковый путь, а 5 тысяч лет назад эти стены выдержали осаду войск Александра Македонского. Вообще я бы назвал особенными выезды на кубок к командам, которые не представляют РПЛ. Очень радует, когда в не известный на футбольной карте город приезжает толпа наших фанатов, в какой переулок ни завернёшь, везде цвета СБГ. Из кубковых выездов, помимо Астрахани, отметил бы Владимир, Тверь и Тамбов. Всегда было весело, олдскульно, атмосферно и горячо.
Из последнего вспоминается дальний выезд в Екатеринбург, когда мы с друзьями на перекладных решили ехать из Питера (после домашнего матча с Бенфикой). Сначала гнали на безномерной машине со скоростью «Сапсана» до Москвы. Потом поездом до Нижнего Новгорода, затем самолётом до Перми и снова поездом до столицы Урала. Екатеринбург в начале октября поразил летней погодой, что удивительно для этих мест. Мы с другом выглядели очень своеобразно в зимних куртках на фоне местных аборигенов, одетых достаточно легко.
Анастасия: Нашли ли Вы себе компанию на выездах? Если да, то как эта компания Вам помогает?
Андрей: Своя компания стала формироваться десять-одиннадцать лет назад. Хотя и до этого я не чувствовал себя одиноким — многие меня знают уже не один год. За последние годы у нас появились свои традиции, что на домашних матчах, что на выездах. Мы обязательно встречаемся, вспоминаем былое, за рюмкой чая, строим планы на будущее. Если возникают критические моменты — ребята приходят на помощь и словом и делом поддерживают!
Анастасия: Смотрите ли Вы зарубежные чемпионаты и болеете ли за кого-нибудь, кроме Зенита?
Андрей: За чемпионатами других стран слежу, но без особого фанатизма. А вот Лига чемпионов и Лига Европы — особая статья, ведь здесь играют команды из разных стран, команды со своей историей и культурой. Не могу обойти игры сборных, ведь благодаря Чемпионатам Мира и Европы я полюбил эту игру.
Анастасия: Были ли лично у Вас стычки с фанатами других команд, не обязательно реальные, а например – в Интернете? Как Вы выходили из таких ситуаций?
Андрей: Было дело в 2008-м… Несколько подвыпивших фанатов Спартака попытались отнять зенитовскую атрибутику у меня и моего друга. С тех пор я болею против «Спартака» даже в еврокубках. Как я могу сопереживать команде, у которой такие болельщики? Да и потроллить «мясо» я не упускаю момента, в интернете особенно, когда речь идёт о титулах и победах в Европе. А если дело доходит до оскорблений, либо баню оппонента, либо ставлю в неудобное положение остроумной шуткой, и он замолкает.
Анастасия: Хотели бы Вы поехать на какую-нибудь игру за границей? Если да, то на какую?
Андрей: Я был за границей, правда, в ближнем зарубежье. Ездил в 2018-м на матч лиги Европы в Минск. Так получилось, что я не планировал этот выезд вообще, но у друга появился лишний билет, а у меня — лишние средства. О самой игре говорить не хочется — и так все помнят, чем всё закончилось — Зенит влетел Динамо 0-4. Хотелось бы сказать, что Минск и его жители меня удивили своим спокойствием и умиротворённостью. Был удивлён тем, что здесь будто время застыло в 1970-80 годах. А по поводу дальнего зарубежья пока не строю иллюзий. Появится возможность – конечно, рвану. Главное, чтобы достижение цели победило лень.
Анастасия: Было ли Вам когда-нибудь страшно на выезде или на игре в Петербурге? И как Вы думаете, будет ли присутствовать такой страх, если Вы поедете на игру за границу?
Андрей: Страшно?! Скорее неприятное удивление, поехал как-то с человеком в Ростов на Дону, это была игра на суперкубок в 2013-м. А он меня подвёл — напился до матча, так что потом пришлось его с полицией искать и выручать деньгами на обратный билет. О футболе уже не думалось.
Анастасия: Есть ли города, в которые Вы ещё не ездили за своей любимой командой? Если да, то какие хотелось бы посетить в первую очередь?
Андрей: Конечно же, прежде всего, у меня цель — посетить все стадионы ЧМ-2018… Сочи, Калининград, Нижний Новгород, Саранск и Волгоград ждут своего часа! Хотя в Нижнем и Саранске я был и не раз на старых аренах.
Анастасия: Что Вы приобрели за годы поддержки Зенита, что изменилось в Вашей жизни, когда Вы стали болельщиком Зенита, и прибавилось ли позитива в жизни? Происходят ли эти изменения по сей день?
Андрей: Кто-то скажет, что годы проходят, а страсть остаётся, добавил бы сюда неоценимый жизненный опыт, который приходит с каждой поездкой, с каждой новой встречей с друзьями, знакомыми или даже просто попутчиками. Каждый оставляет какую-то толику себя. Ну а в планах, конечно же, 150 выездов, а, возможно, и 200 к столетию клуба. Главное, чтобы не было войны и таких вот казусов как сейчас.
Анастасия Абрамова
Специально для Агентства Особых новостей on24.media