Путь из известных спортсменов в инвалиды куда вероятнее и проще, чем из инвалидов в известные спортсмены.
С дефектами физического развития играют на серьёзном уровне крайне редко, а что-то выигрывают и вовсе единицы на всём протяжении истории футбола. Трудно вообще кого-то вспомнить помимо двукратного чемпиона мира бразильца Гарринчи, у которого одна нога была короче другой.


Гораздо более распространённой является ситуация великого аргентинца Габриэля Батистуты, у которого по завершении карьеры так болели лодыжки, что некоторое время физически невозможно было ходить.
Но это ещё не всё! Футбол может не только покалечить, но и убить.


В дохристианской Скандинавии наилучшим вариантом загробного мира считалась Вальгалла, куда попадали погибшие на поле боя воины.
Наверное, есть специальная футбольная Вальгалла. И уже на второй день нынешнего чемпионата Европы по футболу туда чуть не направился потомок викингов, главная звезда датского футбола XXI века Кристиан Эриксен. Врачам удалось сотворить чудо: они вернули Кристиана к жизни. О его дальнейшей спортивной карьере сказать пока нечего.
Драматические события одного субботнего вечера в Копенгагене напомнили несколько историй, завершившихся, к сожалению, более печально.

Сергей Перхун (1977-2001)

Первый год нового тысячелетия принёс вратарю Сергею Перхуну сначала широкую известность, а потом гибель. Переход в московский ЦСКА был успешным: молодым талантом восхищались уже в разных странах, последовал дебют в сборной Украины.
Всё рухнуло в августовском матче против махачкалинского Анжи. Ужасное столкновение Перхуна и нападающего Анжи Будуна Будунова обернулось для обоих футболистов тяжелейшими черепно-мозговыми травмами. Будунов впоследствии вернулся в футбол. Перхун 10 дней спустя скончался.

Марк-Вивьен Фоэ (1975-2003)

Черепно-мозговые травмы впоследствии становились причинами футбольных трагедий не столь часто. Настала эра сердечных приступов.
А началось всё, можно сказать, на высшем уровне. Кубок конфедераций, упразднённый в позапрошлом году, был состязанием лучших на своих континентах национальных сборных. В 2003 г. Африку представлял Камерун. 28-летний полузащитник Марк-Вивьен Фоэ был известен благодаря выступлениям за такие клубы, как Ланс, Лион, Вест Хэм и Манчестер Сити.
На матч против Колумбии Фоэ вышел в стартовом составе. Впоследствии тренировавший тогда сборную Камеруна немец Вилфрид Шефер рассказывал, что хотел заменить выглядевшего усталым Марка-Вивьена раньше, но тот отказывался покидать поле.
Эта кошмарная картина не раз потом повторялась: футболист, находящийся в одиночестве, то есть не в борьбе с оппонентами, падает на газон и теряет сознание…
Врачам тогда удалось реанимировать камерунца, но только на незначительное время. Умер он в тот же день.

Миклош Фехер (1979-2004)

В январе 2004 г. весь мир облетели кадры с предсмертной улыбкой венгерского нападающего португальской Бенфики Миклоша Фехера. Венгр на газон не рухнул. Насколько я помню, он как будто прилёг отдохнуть, получив жёлтую карточку за затяжку времени. Знал бы судья, отчего Миклош медлил!
Фехер восстанавливался после травмы и в матче с Гимарайншем вышел на замену. Матч доигран не был.

Антонио Пуэрта (1984-2007)

Испанец Антонио Пуэрта прожил всего 22 года. В его карьере была только одна команда: Севилья. Хотя в августе 2007 г. циркулировала информация об интересе к молодому универсалу со стороны мадридского Реала.
Последним для Антонио стал матч первого тура нового сезона. Стало плохо с сердцем, но игрок смог покинуть поле самостоятельно. В раздевалке случился ещё один приступ. Футболиста увезли в больницу, где он три дня спустя умер.

Пьермарио Морозини (1986-2012)

В 2012 г. трагедия случилась в итальянской Серии B.
Пьермарио Морозини был игроком завсегдатая Серии A Удинезе, а за Ливорно выступал на правах аренды. Роковым стал матч с Пескарой. Морозини упал и после безуспешных попыток подняться потерял сознание ещё в первом тайме. Машина скорой помощи некоторое время не могла попасть к месту падения футболиста, так как въезд загораживала машина дорожной полиции, оставленная в неположенном месте. Матч был прерван примерно на пять минут. По дороге в больницу Пьермарио удалось привести в сознание, но вскоре он умер.
В 2013 г. четырём врачам было вынесено обвинение за то, что в ситуации с Морозини они не воспользовались дефибриллятором.
У Пьермарио были брат и сестра, оба с физическими недостатками. Брат совершил самоубийство в 2004 г., сестра страдает от тяжёлых психических расстройств и живёт в специальном медицинском учреждении.

Выжившие

Фабрис Муамба (р. 1988) известен как полузащитник английского Болтона (тогда клуба премьер-лиги) с 2008 по 2012 гг. 17 марта 2012 г. в кубковом матче против Тоттенхэма Муамба упал на газон и потерял сознание. Позже выяснилось, что Фабрис перенёс инфаркт и пережил 78-минутную остановку сердца. Полузащитник завершил карьеру, зато 27 октября того же года женился.
А уже второй день проходящего в эти дни чемпионата Европы принёс драму на долгожданном международном празднике футбола. Безжизненно рухнул на поле Кристиан Эриксен (р. 1992), звёздный полузащитник сборной Дании. Жизнь Кристиана удалось спасти, но говорить что-то о его дальнейшей карьере преждевременно.

Весь футбольный мир сплотился вокруг Эриксена, футболисты и болельщики из самых разных стран желают ему здоровья. Очень редкое единение. Жаль, что только общее горе способно хоть как-то объединить мир.
Случай Эриксена до конца не изучен: возможно, на состояние здоровья футболиста повлиял перенесённый коронавирус. В некоторых же других случаях можно говорить о том, что игроки (например, Фоэ) вполне сознательно пошли на риск. Может ли жизнь быть ценой спортивного успеха? Люди часто ставят продолжение собственного существования на кон: идут добровольцами на войну, выполняют опасные трюки, совершают другие авантюры. Но ведь и большой спорт может быть вариантом яркой жизни и красивой смерти. Просто надо отдавать себе в этом отчёт. Летальных исходов становится меньше, но они возможны. А вы готовы к подобному?
На обратной стороне – такой образ долгожителя, как Фирс из пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». С финальной цитатой: «Заперто. Уехали… Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… Я-то не поглядел… Молодо-зелено! Жизнь-то прошла, словно и не жил… Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотёпа!..»
И каждый решает сам для себя, что важнее: жить долго – или жить насыщенно. Вышеупомянутый Гарринча, кстати, не дожил до 50, но вряд ли ему или Марку-Вивьену Фоэ пришлось сокрушаться, что жизнь прошла зря.

• фото: Спортбокс, Википедия

Святослав Белковский
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *