«Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», – писал издателю Антон Павлович Чехов.
По схожему алгоритму автор данной статьи пытается выдавливать из себя инвалида.
Возможно, некоторые мысли будут знакомы или полезны кому-то из читателей.

Мы не рабы, рабы не мы?

Наверняка найдётся немало недовольных подобным сравнением. И всё же.
Раб – человек, свобода которого ограничена социальным статусом.
Инвалид – человек, свобода которого ограничена состоянием здоровья.
Считаю, что правомочны и дальнейшие параллели.

Рабы останутся людьми

Ни «раб», ни «инвалид» – отнюдь не клеймо позора.
У поэта Лёхи Никонова есть строки:
И розы на полу, в грязи останутся цветами.
Рабы останутся людьми, менты – ментами.

Так и инвалиды — люди, волею обстоятельств оказавшиеся, образно выражаясь, на полу экзистенции, в жизненной грязи. Но сколько же среди нас прекрасных цветов!

Восстание Спартака

Но нельзя расцвести и преуспеть без борьбы. Бороться, к слову, приходится всем: и условно здоровым, и безусловно здоровым, и здоровым больным… Просто от нас требуется ещё больше борьбы, так как изначальная позиция невыгодна. Путь к успеху – труднее и дольше.
Раб силён восстанием. Инвалид – тоже. Последний восстаёт против болезни, стереотипов, объективных ограничений. Удачи и сил!

Ошибки молодости

Всё начинается с банальных физических упражнений. Как известно, молодо – зелено. И здесь под молодостью я подразумеваю самое детство. Маленький ребёнок на годы вперёд не загадывает и вообще мало о чём думает. Физические упражнения в самом начале – это трудно и неприятно. Зато потом будет легко. Ребёнка-инвалида важно уговорить или даже заставить работать над своим телом, иначе будет потеряно ценнейшее время.
Детская лень может стать непростительной ошибкой.

Нетипичные инвалиды

Это только в раннем детстве всё просто: тренируйся или прозябай. Далее же наши витязи неизбежно оказываются на распутье.

С инвалидностью можно просто смириться. В конце концов, это бывает даже удобно. Сиди себе, кушай мороженку, слушайся маму с папой – и всё. Это, конечно, если прочие расклады более или менее удачны.
Можно, имея значительные проблемы со здоровьем, быть совершенно нормальным во всём остальном. Как говорится, быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. А ещё – жениться или выйти замуж, завести и выгуливать собаку, отмечать все традиционные праздники и т.д.
Мне же оба варианта были неинтересны, я нашёл третий. Кажется, ещё до 14 лет я начал увлекаться разными молодёжными субкультурами. Хотелось выглядеть как-то иначе и вообще быть не как все. Почему?
1. Просто неинтересно, когда все одинаковые.
2. Найти/подобрать свой индивидуальный стиль – почему бы и нет?
3. Отличаться от общей массы не только инвалидностью. Инвалидность – это не то, чем я хочу отличаться. Я это не выбирал. Дайте-ка я и сам себя создам.
В итоге я стал куда более ненормальным, чем подавляющее большинство прочих людей с ОВЗ. Но так и надо. «А ты ляпай, но ляпай уверенно».
«Ты нетипичный инвалид, ты никого не стесняешься», – так мне говорили ещё в институте.

Но не переусердствовать!

Антон Павлович Чехов жил недолго, но даже он не форсировал события и выдавливал из себя раба только по капле. Потому что иначе никак. Всё сразу не бывает почти никогда. Поспешишь – людей насмешишь.
«Покапельность» – это когда ты сначала покупаешь и начинаешь носить косуху, через несколько лет отращиваешь длинные волосы и т.д.
«Покапельность» – это когда после 20 начинаешь ходить на концерты, после 25 – хоть немного знакомиться и встречаться с людьми, после 30 – выступать со стихами.
А галопом не надо. Жизнь не раз показывала, что любые резкие движения чреваты сильной болью. И для себя, и для окружающих.
Только по капле, только по чуть-чуть. Я всегда буду инвалидом и всякий раз обязан это учитывать и делать соответствующие поправки.

Немного о зловещей долине

Ещё на одну мысль меня натолкнула статья коллеги Александра Меркушева.
В самом деле, зловещая долина и боди-хоррор – эффекты, которые могут работать. Но, по моим наблюдениям, не всегда и неоднородно.

И эти эффекты можно не только учитывать, но и как-то пытаться минимизировать их действие.
Во-первых, ещё раз вспоминаем о работе над своим телом, над внешностью. Физические упражнения очень полезны, но их надо строго дозировать, дабы не покалечиться. А ещё очень хорошо следить за собой в повседневной жизни, поменьше гримасничать и т.д. – признаться, по этому пункту я всё ещё проваливаюсь.
Во-вторых, понаблюдайте за окружающими. Не все одинаково брезгливы, есть разные сообщества и разные люди. Куда-то лучше не соваться, а где-то вы можете стать своими.
В-третьих, физическое состояние – далеко не всё. А если от вас, прошу прощения, пахнет плохо? А если есть психические отклонения? А если человеческие качества так себе?
Учитывать надо всё. В комплексе.

Итоги

Почти за 35 лет я избавился от тяжёлой социофобии (осталась лёгкая), стал лучше (хотя всё равно плохо) выглядеть на фотографиях, облюбовал поэтическую сцену и т.д.
Я, конечно, инвалид, но это не главное.
По капле выдавливаете из себя инвалида – по шагу двигаетесь вперёд. Можете попробовать, если кто-то ещё только в начале пути.

• фото: Википедия

Святослав Белковский
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *