«Не навреди» — заповедь, как оказалось, не только медицинская, но и жизненная.
Помочь инвалиду спуститься с лестницы, перескочить бордюр или покорить общественный транспорт — в последнее время все эти действия в почёте. Возникают новые и новые волонтёрские движения и организации, и такое внимание к проблемам очень ценно. Но у этой медали есть и обратная сторона.

Я — Руслан Пашин, журналист Агентства Особых Новостей, инженер, человек с инвалидностью сталкиваюсь с такой проблемой повседневно. Как и те, кто по воле судьбы оказался в инвалидном кресле. Расскажу о ситуации от первого лица.

помощь инвалидам

Почему помощь должна быть только квалифицированной и как подчас благородные поступки невольно превращаются в неприятность и даже трагедию?

Вагончик тронется, а кресло развалится

На днях я добирался в Петербург по рабочим вопросам. Поскольку сейчас я временно проживаю в области (город Приозерск), то алгоритм действий был таков. До поездки необходимо обратиться в Центр содействия мобильности для предоставления помощи инвалиду на вокзалах. Составил заявку в диспетчерской, дождался дня поездки, вызвал городское такси, приехал на место.

Меня встретил охранник вокзала и сопроводил по перрону к месту предполагаемой посадки. Вскоре подъехал поезд, открылись двери, но меня никто из команды состава не встречал (как оказалось, пропустили заявку). Специальный пандус разложен не был, а разница между уровнем перрона и пола вагона в этом месте велика — примерно в полметра. Охранник немного опешил и застыл, не зная, что делать.

Из окна локомотива выглянул машинист и спросил:
— Народ, вы как: загружаетесь или где?.. У меня расписание!
Тут случайный прохожий подскочил и скомандовал охраннику:
— Хватай!

Я не успел убедиться, кто за что схватился, хотел предупредить, но было уже поздно. Взлетев на полметра вверх, увидел только, как отломалась подножка, за которую схватился прохожий. Следом моя нога плюхнулась вниз, я и ее успел подхватить рукой, чтобы не сломали о порог. Сильно накренился направо и беспомощно навис над пропастью между вагоном и перроном. Но чудо произошло и левой рукой, держащей одновременно колесо коляски, «помощник» всё же сумел затащить меня в вагон. Машинист объявил о том, что поезд отправляется, прохожий торжественно вручил мне отломанную деталь моего средства передвижения и выскочил из вагона. Я только успел крикнуть вдогонку «спасибо».

Но на самом деле, был шокирован и опечален поломкой, в самом начале моего путешествия.

Почему помощь в поездках должна быть профессиональной?

Этот случай, к счастью, закончился хеппи-эндом, по сравнению с теми историями, которые иногда в подобных обстоятельствах приводили к смерти инвалида, а иной раз и самого помогающего.

социальное такси

Поэтому когда я заказываю социальное такси (а, к сожалению, как житель области я могу вызвать его всего три раза в год!), то всегда прошу именно спецтранспорт. В этом случае водитель — профессионал и подготовлен к работе с клиентом на инвалидном кресле, а в машине есть как подъемник, так специальные крепления фиксации коляски. «Особенному» пассажиру не нужно самому куда-то вскарабкиваться, пересаживаться с сидения на сидение, а можно просто остаться в своём кресле без лишних и травмирующих манипуляций. Его надёжно крепят в салоне специального авто (и кресло и пассажира) стяжками и ремнями безопасности. Поездка проходит спокойно и комфортно.

Хвост большой проблемы — мизерное количество предусмотренных поездок на социальном такси

И вот тут мы наталкиваемся на большую проблему областных инвалидов. Все понимают, что да, помощь инвалидам нужна, и помощь эта должна быть правильной! Государство тратит уйму денег, устраивает доступную среду в музеях, театрах и т.д.? А для кого, если инвалид может ею воспользоваться только три раза в году. В противном случае он рискует здоровьем — своим и своих случайных помощников.

Вызов социального такси доступен три раза в год! Это настоящая беда для многих.

Грустная математика

Простой подсчет быстро расставит финальные акценты. За свой счёт поездка на специальном транспорте из Приозерска в Петербург обойдётся инвалиду плюс-минус в 12 тысяч рублей. Притом, что максимальная пенсия по инвалидности составляет 13 тыс. рублей! А в этом году транспортные услуги стали еще дороже.
Тут выбор простой, а точнее, его для инвалида нет: либо театр, либо выжить!

Поэтому доступная среда пока оказывается доступной только с экранов телевизоров. Давайте вместе что-то менять и говорить об этом!

 

Руслан Пашин
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *