Стоит произойти какому-нибудь шутингу в школе, разбою со стороны подростков и молодёжи, как СМИ тут же находит виновных в лице исполнителей тяжёлой музыки и разработчиков компьютерных игр. Причём журналисты, возомнившие себя глашатаями народного гнева, как правило, ничего не понимают в объекте своей ненависти. Несколько раз замечал, что в подобных материалах даже названия игр перевирают, из чего, конечно, возмущённая общественность не делает никаких выводов. Забавно и грустно, что логика «не читал, но осуждаю» работает до сих пор.
Тем не менее, разумные читатели подобных статей могли бы задаться вопросом: а есть ли игры без насилия? Есть ли что-то такое плюшевое и мягкое, чтобы можно было закутаться в плед, сунуть ноги в мягкие тапочки с ушками, отхлебнуть горячего шоколада, отдохнуть и умилиться? Об одном из таких проектов я и расскажу в этой статье.
Последние пару десятилетий существует такая практика, когда крупные издатели и площадки интернет-дистрибуции помогают молодым, маленьким инди-разработчикам. Помогают и финансово, и с рекламой, и иногда кадрами. В рамках одной из программ поддержки небольших разработчиков на сцену E3 2015-го вышел Мартин Салин — главный дизайнер Unravel. Было видно, что молодой парень с татуировками на руках совсем не привык к обширной публике. Держа в руках вязанного человечка, нервничая и смущаясь, он начал: «Э-э-это Ярни». Публика была очень тронута такой простотой и искренностью, бесстрашием показаться невзрослым. Он вдохновлённо рассказывал о своём детище, и, думаю, у многих в зале навернулись слёзы.
Геймплейно Unravel представляет собой платформер с загадками, главный герой преодолевает различные препятствия с помощью шерстяных ниток, из которых и сделан. Хитрость состоит в том, что нам нужно не просто решить задачку по преодолению препятствия, а найти наикратчайший способ, иначе нитки не хватит и наш малыш безвольно повиснет на оставшемся маленьком кусочке. Мы можем подтягиваться, ползать по ниткам, подтаскивать какие-то предметы и привязывать их к определённым точкам, натягивать нитки между ними, создавая «мостики» для перемещения необходимых предметов или «батуты», позволяющие подпрыгнуть выше. В прыжке Ярни способен цепляться за подсвеченные ветки или колечки, раскачиваясь на нитке, словно Тарзан, и прыгать не хуже его. Почти каждый экран представляет собой мини-задачку, после решения которой мы попадаем к очередному мотку ниток — так изящно здесь визуализированы места сохранения: Ярни восстанавливает своё вязаное тельце с помощью мотка и готов двигаться дальше.
Графика не поражает рассудок ультрареалистичной картинкой, сумасшедшей детализацией каждой ворсинки на тельце Ярни, но за счёт грамотной работы с мягким светом создаёт удивительную атмосферу теплоты. Картины природы вкупе с ненавязчивой нежной музыкой наполняет душу умиротворением. Герой намного меньше человека, потому вся окружающая природа для него огромна. Барсук оказывается для нашего малыша грозным соперником, несмотря на кажущуюся милоту. На самом деле восхищает, насколько разработчики продумали мельчайшие детали: героя может порвать птица, или испортить барсук, если он упадёт в воду – то нитки станут тяжелее и он утонет, сильный ветер также может порвать ниточку, прекратив наше путешествие. Символично – мы погибаем тогда, когда теряем связь с домом, с теми, кто нам дорог.
По итогу Unravel – тёплое ламповое приключение для всей семьи. Взрослые увидят в игре драму старения и свет памяти, а дети будут увлечённо наблюдать за приключениями вязаного человечка, который больше всего похож на антропоморфного котёнка.
Спустя несколько лет вышел сиквел Unravel Two, однако, на мой взгляд, он оказался слишком вторичен по отношению к оригиналу. Да и история, рассказанная в нём, вышла куда слабее: невнятные образы детей не вызывали желания домыслить интересный сюжет, как в первой части, а так и оставались размытыми рисунками. Кастомизация (в частности, перекрашивание ниток) также не показалась мне увлекательной. Да и отсутствие возможности играть по сети (притом, что Unravel Two рассчитана на двух игроков, хотя есть и одиночный режим, в котором можно переключаться между героями) сильно подпортило впечатления. Идея проекта будто говорила, что у каждого человека свой Ярни, но вместе с неповторимостью героя игра, по моим ощущениям, утратила свою особую художественную магию: неуникальный герой вовсе не так интересен.
Александр Меркушев – специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).