Закончился сентябрь — первый месяц нового учебного года, и, к сожалению, опять проявились «школьные проблемы». На всю страну прогремел случай избиения десятилетнего ученика в московской коррекционной школе. В начале третьей учебной недели, в понедельник, 16 сентября, мама Антона (имя изменено), забирая его после уроков из коррекционной школы, ужаснулась тому, что у сына всё лицо в ссадинах, синяках, а в глазу видны следы кровоизлияния. У мальчика есть особенности развития, что во многом и предопределило выбор учебного заведения — по словам мамы, он даже не может сообщить о том, кто его избил. Одновременно педагоги школы и администрация сначала вообще отрицали, что обладают информацией о произошедшем избиении, а затем стали как на виновника случившегося ссылаться на одного из одноклассников Антона при том, что характер травм заставляет сомневаться, что их мог нанести первоклассник.

В результате Антон попал в больницу — помимо видимых травм, у него диагностировали сотрясение мозга. Следственный Комитет начал проверку по факту случившегося, одного из педагогов школы отстранили от работы, а департамент образования уточнил, что если проверка покажет применение физической силы со стороны педагога к ребёнку, то это повлечёт меры наказания, полагающиеся по действующему законодательству.

Случай с Антоном, когда к ученику коррекционной школы применили насилие, зафиксирован в самой Москве. Пожелаем мальчику выздоровления и обратим взгляд на регионы, где, к сожалению, таких фактов немало.

Так, ранее стало известно, что Управление Следственного комитета РФ по Пензенской области возбудило уголовное дело о превышении полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ) после сообщений о насилии над воспитанниками детского дома для умственно отсталых детей. Поводом для реакции СК стало видеообращение, записанное воспитанниками детского дома, в котором они  рассказали об унижении со стороны директора. По их словам, директор регулярно выпивает на работе и избивает воспитанников… 

«Он меня летом в угол загнал и сказал: «Я тебя сейчас [ударю], и мне ничего не будет за это. Я с вами могу всё, что хочу, делать — руки ломать, ноги ломать, куда хочу, туда и веду. И мне за это ничего не будет»», — рассказал один из авторов записанного видеообращения из отделения сопровождаемого проживания для молодых инвалидов.

Реакция от властей и тут была быстрой — губернатор Пензенской области уволил директора детдома и объявил взыскание региональному министру труда, соцразвития и демографии. Но сам директор заявил, что считает видеообвинения сфабрикованными своими недоброжелателями, а коллектив детского дома высказался в его поддержку.

Одновременно в областном управлении Следственного комитета сообщили, что возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ («О превышении полномочий с применением насилия или угрозой его применения») для проверки сведений об унижениях и применении насилия в отношении воспитанников детского дома. Минимальное наказание по этой статье составляет штраф в размере до 80 тыс. рублей. Максимальное — до четырёх лет лишения свободы.

школьные проблемы

Данный случай показателен и необычен тем, что детям удалось самостоятельно сообщить об имеющихся сложностях: чаще всего о происходящем за стенами подобных учреждений известно очень мало. Дело в том, что в записи видеообращения воспитанников детского дома для умственно отсталых детей  приняли участие вполне самостоятельные ребята, которые смогли связно выразить мысли и рассказать о происходящем. В большинстве случаев такой контингент составляет небольшой процент от общего числа воспитанников подобных заведений. Зачастую большинство ребят там не могут пользоваться гаджетами или связанно донести свои мысли. В результате о том, что происходит за стенами таких заведений известно чаще всего только со слов их работников, педагогов или руководителей. Во многом, по этим же причинам и Антон из Москвы, с которого мы начали свой рассказ, не может объяснить, кто его избил в коррекционной школе. К сожалению, подобное положение дел часто рождает безнаказанность.

Отметим и то, что нередко воспитанники интернатов не могут идентифицировать насилие по отношению к себе как что-то требующее огласки и противодействия. Они считают подобное поведение персонала нормальным, так как проводя жизнь за стенами интерната с одними и теми же установленными порядками, бывают вовсе не знакомы с альтернативой — дети просто не знают норму, не знают, что воспитание необязательно предполагает агрессию и насилие. Как следствие — подобная схема взаимоотношений используется детьми и во время взаимодействия друг с другом.

Доказательством переноса отношений педагогов и воспитанников на взаимоотношения между детьми служит случай из интерната одного из посёлков Амурской области. Там  на протяжении нескольких месяцев четыре 14-17-летние воспитанницы этого заведения жестоко, практически на глазах у всех, избивали 7-8-летних мальчишек, одновременно записывая истязания на видео. При этом далеко не у всех воспитанников данного интерната есть серьёзные нарушения здоровья. В него часто попадали дети с девиантными особенностями психического и социального развития.  Во многом подобная ситуация сложилась по вине воспитателей и руководства учреждения, которые не могли не слышать криков детей, не видеть синяков и ссадин на их телах.

А в Иркутской области Следственный комитет по подозрению в применении физической силы к детям задержал сразу четырёх сотрудников коррекционной школы-интерната. Среди задержанных были заместитель директора интерната по воспитательной работе, двое воспитателей и медсестра. Всех тут же отстранили от должностей. Было возбуждено сразу несколько уголовных дел: о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК), о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК) и истязаниях (ст. 117 УК).

Избиение Антона из московской коррекционной школы в начале сентября стало одним из поводов провести мониторинг распространённости подобных случаев в отечественных учебных заведениях для особенных детей. Результаты не стали сюрпризом — сообщения  об избиениях детей и издевательствах над ними регулярно поступают из разных точек нашей страны.

Опустим моральный аспект историй, так как ответ на вопрос о том, кем надо быть, чтобы избивать инвалидов, очевиден. Важнее обсудить то,  какие шаги необходимо предпринять, чтобы подобное не повторялось. На наш взгляд, здесь нужен комплекс решений. Например, сделать строже требования по отбору педагогов и сотрудников для коррекционных учебных заведений и интернатов. Но данная мера не будет эффективна без повышения уровня материальной заинтересованности высококвалифицированных и грамотных специалистов. Так, например, упомянутый выше руководитель детского дома для умственно отсталых детей в Пензенской области был… военным в отставке. Судя по всему, других подходящих и желающих работать за установленную зарплату кадров в области на тот момент не было.

Среди других мер снижения уровня насилия в коррекционных учебных заведениях и интернатах можно предложить постоянный видеомониторинг происходящего. Но, например, в случае с Антоном, одна камера запечатлела его в нормальном привычном состоянии в классе, а вторая — выходящим с гематомами на лице из длинного коридора. Факт избиения либо не попал на камеру, либо эта запись скрывается.

Уместно подумать и о привлечении  для сотрудничества с коррекционными учебными заведениями и интернатами обученных и неравнодушных волонтёров. Присутствие новых людей позволит сменить обстановку в интернате, а некоторые дети узнают, что межличностные отношения необязательно строятся на агрессии и насилии. 

Важно говорить и об усилении контроля со стороны надзорных и вышестоящих органов. Хотя, наверняка, тезисы «усиления контроля» не одно десятилетия звучат на совещаниях, где поднимается тема насилия в учебных заведениях.

Так или иначе тема агрессии и насилия со стороны сотрудников и педагогов, а также со стороны воспитанников в коррекционных учебных заведениях и интернатах, — актуальная, требующая решения и во многом, в силу своих особенностей, скрытая от общества. Об этом часто не принято говорить, а тот или иной дошедший до прессы и озвученный в обществе  случай становится ярким примером для обсуждения.      

Нам же остаётся напомнить, что в соответствии со ст. 34 ФЗ «Образовании в РФ», обучающиеся наделяются академическими правами на предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

А пока Интернет заполнен жалобами и просьбами о помощи, связанными с инцидентами в коррекционных школах и интернатах. «У сына проблема в школе, одноклассники и дети из старших классов обижают его, бьют, унижают, принуждают делать унизительные вещи <…>, школа не принимает мер, вызывают родителей, те не являются и полностью игнорируют. <…> Какие меры можно вообще предпринять, учитывая, что школа коррекционная?» — пишет родитель из Омска, не оставивший свои координаты.

История продолжается…

Константин Белихов

Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)

Иллюстрации автора

 
, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *