Безусловно, для нас интересна и важна тема адаптивной физической культуры и спорт.

Адаптивная физическая культура

Мы поговорили с выпускником факультета АФК Института Специальной Педагогики и Психологии им. Рауля Валленберга Семёном Ливановым и вот что узнали…

адаптивная физическая культура

Количество и разнообразие услуг – или качество и системность?

С.Б.: Привет, Семён. Ты выпускник факультета адаптивной физической культуры. И ты достаточно долгое время работал по специальности. Расскажи, пожалуйста, доволен ли ты своей карьерой в данной области. Много ли ты получил важного опыта? Достойно ли оплачивался труд?

С.Л.: Приветствую, Святослав. Строить карьеру в АФК, в принципе, проблематично. Дело в том, что эта дисциплина не имеет прямого отношения ни к медицине, ни к тренерскому ремеслу. Ты сдаёшь экзамены по анатомии и физиологии, но не являешься медработником. Сдаёшь нормативы по различным видам спорта, но ты и не тренер…

За 11 лет работы в АФК я накопил немало опыта, но это скорее опыт общения с людьми, умение найти подход к разным людям. Случаи, когда с помощью АФК тяжёлого инвалида поставили на ноги, мне неизвестны. Увы, не удалось этого и мне.

В государственных учреждениях труд специалиста по АФК оплачивается, мягко говоря, скромно. Средняя зарплата по городу в центрах реабилитации инвалидов составляет 30-35 тысяч рублей (когда я начинал, было 14-16 тысяч!!!). Для сравнения: зарплата среднего медперсонала составляет 40-45 тысяч рублей. И это нонсенс, ведь для получения диплома специалиста по АФК нужно проучиться в институте 4-5 лет!

В частных специализированных клиниках и центрах раннего развития зарабатывают больше. Но там, как правило, практикуют виды занятий, не имеющих к АФК никакого отношения! И сначала там приходится проходить неоплачиваемые стажировки, осваивать Бобат-терапию, работу с костюмом Адели, терапию Войта, PNF и так далее…

С.Б.: Почему ты всё-таки решил уйти из АФК?

С.Л.: Решил уйти, потому что спустя 10 лет такой вот работы осознал, что не являюсь настоящим профессионалом. Что те обязанности, которые я выполняю, может выполнить ЛЮБОЙ человек, который пройдёт двух-трёхнедельную подготовку (курсы).

Кроме того, я понял, что приоритетом любого центра социальной реабилитации инвалидов является количество и разнообразие оказанных услуг, а не их качество и системность. На этом строится вся работа… Необходимо выполнить заказ государства, освоить выделенные средства и отправить фотоотчёт. Остальное вторично.

центр социальной реабилитации инвалидов

Беда не приходит одна

С.Б.: Ты общаешься с другими выпускниками факультета АФК ИСПиП? Не знаешь, работает ли кто-то по специальности? Если кто-то работает – как успехи, как впечатления?

С.Л.: Многие выпускники работают в смежных специальностях. Непосредственно в АФК работают единицы – причём только пока хватает энтузиазма. Так, из тех, кого я знаю лично, по специальности пошли работать три человека. В скором времени двое из них переучились – на медика и фитнес-тренера соответственно. Не сомневаюсь, что и третий покинул бесперспективное поприще, просто мне об этом неизвестно.

С.Б.: Нравилось ли тебе работать со своими подопечными? Как они относились к занятиям и к тебе?

С.Л.: Общение с подопечными – это один из немногих моментов в работе, которые я вспоминаю с удовольствием. Со многими у меня дружеские отношения, мы регулярно общаемся.

К занятиям относились хорошо. И это логично: посещать бассейн и хорошо оборудованный тренажёрный зал далеко не каждый себе может позволить, а в реабилитационных центрах эта услуга предоставляется бесплатно.

С.Б.: А часто ли физические отклонения сопровождаются умственными? Много ли тебе приходилось видеть подобных случаев?

С.Л.: Да, достаточно много. Это называется сочетанная патология. Беда не приходит одна. Так, например, работая с детьми с дцп, до 60% имеют ещё и сниженный интеллект либо задержку психического развития.

работа с детьми с дцп

АФК – это профанация?

С.Б.: Объясни, пожалуйста, различия между адаптивной физкультурой и лечебной физкультурой — как ты их понимаешь?

С.Л.: АФК и ЛФК используют одни и те же средства – физические упражнения. Но решают разные задачи. Задачи АФК – абсолютно те же, что и у школьной физкультуры. К примеру, обучить подопечного бросать баскетбольный мяч в кольцо. Нюанс лишь в том, что этот подопечный имеет группу инвалидности, что в теории требует специфического подхода к нему (на практике это далеко не так в 90 % случаев), а также позволяет ему лучше адаптироваться к обыденной (бытовой) жизни — что тоже очень и очень спорно.

ЛФК же решает оздоровительные задачи: укрепление мышечного корсета, снятие патологического мышечного напряжения и так далее.

Проще говоря – АФК учит, а ЛФК лечит.

С.Б.: Подытоживая многое из вышесказанного, специалист АФК – это вообще кто?

С.Л.: Специалист по АФК – это тот же учитель физкультуры, физрук, с той лишь разницей, что его ученики в обязательном порядке имеют ту или иную группу инвалидности.

С.Б.: Как ты относишься к инклюзивному образованию? Грубо говоря – хорошо ли, когда здоровые люди и люди с ОВЗ учатся вместе?

С.Л.: Всё зависит от конкретной ситуации. Относиться можно по-разному. Если у человека инвалидность в связи со сколиозом или врождённым пороком сердца – не имеет смысла отделять его от здоровых сверстников — ведь освоение учебной программы в спецшколе длится на 2-3 года дольше (как правило, 12 классов вместо 10). Если же речь о тяжёлой форме ДЦП или тотальной слепоте ребёнка, то его обучение в обычной школе будет крайне некомфортно (как для него самого, так и для окружающих) и даже невозможно. Просто потому что в обычных школах нет соответствующих условий.

С.Б.: Считаешь ли ты пройденную систему обучения эффективной? Какие ошибки вообще допускают при подготовке специалистов по АФК?

С.Л.: Неэффективен сам образовательный стандарт, поэтому сложно говорить о каких-то конкретных ошибках при подготовке кадров. Как таковая система обучения как раз была отлажена толково. Преподавательский состав ИСПиП был очень сильным! Очень жаль, что многих из моих педагогов уже нет в живых.

С.Б.: Слышал о системе АФК в России в целом выражение: «20 лет позора». Согласен ли ты? Если да – почему? И какой выход из сложившейся ситуации возможен?

ЛФК физическая реабилитация

С.Л.: Да, такое выражение я слышал. Соглашусь с ним, поскольку услуги специалиста АФК в любом её компоненте могут предоставить другие специалисты. Если это адаптивный спорт – гораздо эффективнее будет бывший спортсмен, имеющий реальный опыт в конкретном виде спорта, а не абстрактный диплом. Если это физическая реабилитация – на сцену выходят врачи и инструкторы ЛФК. И так далее.

Выход из ситуации возможен в случае перевода образовательного стандарта «Адаптивная физическая культура» в формат курсов повышения квалификации либо магистратуры. Ведь по содержанию уроки физкультуры в обычных школах и, к примеру, в школах 8-го вида (для детей с умственной отсталостью) практически идентичны! Да, есть нюансы в подходах к аудитории и в скорости освоения ими материала. Но для создания принципиально другой специальности этого абсолютно недостаточно. Это просто нерационально. Это профанация.

Ещё хочу добавить, что подавляющее большинство учителей физкультуры в спецшколах имеет дипломы по специальности «Физическая культура и спорт», то есть, специальной подготовки по АФК они не имеют, и это не мешает им успешно работать.

 

Фото из личного архива Семёна Ливанова.

 

Святослав Белковский — специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *