Раз, два — прилети сова.
Три, четыре, пять — время поиграть!
Шесть да шесть — дыбом волчья шерсть.
Семь, восемь — бьём копытом оземь.
Для медведя, для лисы — зайчик кушать принеси.

Даже среди заядлых геймеров существует представление, что отечественная игровая разработка мертва. Причём давно и на совсем. На деле же, это далеко не так, хотя нужно признать, что большая часть наших разработчиков трудится на аутсорсе для западных коллег. Но время от времени отечественная игровая индустрия порождает настоящие шедевры. Об одном из таких и пойдёт речь сегодня.

Когда приходится говорить о жанре визуальных новел – люди смущенно прячут взгляд или хихикают, полагая, что это о чём-то не слишком приличном. Действительно, самые популярные представители данного направления (например, «Бесконечное лето») не лишены клубничного контента, что сильно стигматизирует жанр. Однако «Зайчик» не имеет никакого отношения к символу Плейбоя, перед нами хоррор. Да ещё и озвученный золотыми голосами России вроде Бориса Репетура — актёра театр и кино, бессменного ведущего передачи «От винта», артиста озвучивания, чьим голосом говорили герои игр (самая известная роль – Тридогнайт из Fallout 3) и фильмов «Реквием по мечте», «8 миля», «Чарли и шоколадная фабрика».

Может ли напугать текст со сменяющимися картинками после «Outlast», «The dark pictures antology»? На удивление – вполне. Однако ценность игры, в основу которой лёг одноимённый рассказ Дмитрия Мордаса, не сводится только к пугающему эффекту, она заключается, в первую очередь, в захватывающей истории… и ностальгии. Но обо всём по порядку.

История

Действие игры разворачивается в лихие девяностые. Шестиклассник Антон с младшей сестрой и родителями перебирается из столицы в таёжную глушь, в домик умершей бабушки. Ребёнок, некогда гулявший по Красной площади, тяжело адаптируется к новому месту жительства, а бабушкины рассказы и заговоры заставляют его подумать, что лес живой. В первую же ночь на новом месте он видит, как антропоморфные животные — козёл, медведь, сова и лиса — танцуют и резвятся у них под окном. Вскоре их навещает участковый и рассказывает, что в лесу то и дело пропадают дети, а к младшей сестренке постоянно прилетает сова, которая очень пугает Олю. По пути в школу Антон встречает говорящую лису… или девочку в маске лисы? Полагаю, ответ мы узнаем лишь в конце истории. Она одновременно пугает и притягивает его, а вместе с ним и игрока.

В первые же минуты мы видим, что семья на грани распада, авторы не говорят прямо – являются ли переживания Антона реакцией детской психики на разлад в семье, школьное насилие и иные проблемы, или же чем-то мистическим, более того, по прохождении трёх доступных эпизодов (игра находится в раннем доступе) складывается ощущение, что игрок своими действиями даст ответ на этот вопрос. Мне не хочется подробно останавливаться на социальной стороне, поскольку для её пояснения пришлось бы раскрывать детали сюжета, а он тут слишком хорош, и я надеюсь, что вы ознакомитесь с ним сами.


Произведение наполнено деталями нашего детства, то и дело оно вызывает ностальгическую слезу, говоря волшебные слова, знакомые каждому ребёнку тех лет: «Вальтрон», «вкладыши с динозавриками», «жвачка Turbo» с наклейками-автомобилями. Здесь находится место и волчкам, и «Денди», и даже распространённому мифу тех лет: «Хватит играть в свою приставку, кинескоп посадишь!».

Одним из смыслов игры для меня является вот это удивительное понимание: бедно жили, тяжело, но счастливо, и к горлу подкатывает ком от принадлежности к той эпохе и детского переживания о годах, как сказал А. Розенбаум, «когда мечты наши были завёрнуты в фантики».

А что же с хоррором? Страшная ли эта новелла? Ужасы – самый сложный и неоднозначный жанр. Всё дело в том, что разных людей пугают совершенно разные вещи. Все хорроры можно условно разделить на те, что построены на эффекте неожиданности, и саспенсовые – те, что берут нагнетанием тягучей жутковатой атмосфера. «Зайчик» умело совмещает приёмы обоих направлений. Да, в игре, представляющей собой смену картинок и текста, есть скримеры, и некоторые из них вполне работают!

Геймплей и графика

Описывать геймплей графической новеллы – всё равно, что объяснять устройство ложки: вот, значит, там, где круглое, – то в рот. На экране сменяются картинки и текст, порой возникает выбор между одной реакцией героя и другой, что впоследствии определяет вектор повествования. Некоторые выборы неочевидны: специальными значками отмечаются предметы интереса, которые либо больше рассказывают о героях, либо позволяют принять альтернативное решение. Например, когда по телевизору демонстрируют страшный сюжет, мы можем либо проигнорировать это, включив кассету с мультиком, что подсвечивается, либо же навести на не подсвеченный в данный момент экран, что приведёт к другому результату.

Графический стиль новеллы заслуживает отдельного внимания: перед нами рисовка ручной работы в чёрно-белых цветах, что, с одной стороны, ещё больше роднит «Зайчика» с кино минувших лет и подчёркивает несовременность истории, ставя акцент на том, что и для героя всё происходящее – прошлое (что очевидно из повествования, шестиклассники такими красивыми пассажами и метафорами не разговаривают), а с другой — чудесным образом погружает в сюжет. Выбрав такой стиль, сделав персонажей необъёмными и нереалистичными, авторы как бы оставляют простор, чтобы игрок мог параллельно погрузиться в себя, сравнить свои воспоминания с тем, как передана эпоха в игре.

Я полагаю, что если бы стиль был хоть чуточку другим, если картинка была бы цветной, волшебство «Зайчика» разрушилось бы, нарушив гармонию между различными средствами выразительности.

Итог

Несмотря на то, что игра находится в раннем доступе и на данный момент доступны три эпизода из пяти, я бы сказал, что перед нами отечественный шедевр или, как минимум, знаковое явление в жанре, который долгое время считался низким. А учитывая крайне демократичную цену, проект определённо заслуживает внимания. «Зайчик» – крайне атмосферное произведение штучной выделки, которое напоминает нам о самом счастливом времени, когда счастьем казался кусок булки со сгущёнкой, а наклейка с динозавром была настоящим сокровищем, упавшем в маленькую ладошку.

Удивительно, как из очень посредственного творения Мордаса, скорее напоминающего синопсис полноценного произведения, получилась шедевральная, атмосферная новелла. Я убеждён, что пройти мимо этого сокровища было бы преступно.

Александр Меркушев
специально для Агентства Особых Новостей (on24.media).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *